Малаккский пролив был одним из важных торговых путей в Средние века. Малайский архипелаг располагался на перекрестке дорог между Индийским океаном и Восточной Азией и потому был богатым, разнообразным и политически важным регионом. Ислам начал распространяться здесь благодаря торговле еще при жизни Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) На протяжении веков люди Юго-Восточной Азии постепенно становились мусульманами, создавали свои города и государства.
Возможно, наиболее значимым из них был султанат Малакка, который достиг расцвета в 1400-е годы. Это было мощное и влиятельное государство, повышение статуса которого на мировой политической арене неразрывно связано с распространением Ислама. Однако эта страна оказалась не последней в списке захваченных могущественной Португалией. С 1511 года в Малакке начался многовековой период европейского господства.
Расцвет Малакки
Государство стало важным центром пересечения торговых путей. Малаккский пролив граничит на севере с Малайским полуостровом, а на южной — с островом Суматра. В те годы это был главный путь, связывающий Индийский океан и Южно-Китайское море. В результате основной поток торговли шел через этот узкий пролив, способствуя процветанию государств, расположенных на его берегах.
Примерно в 1400 году правитель Искендер Шах основал новое королевство на территории современной Малакки, на северной стороне Малаккского пролива. Есть свидетельства, что он стал мусульманином, однако не все поддерживают эту версию. Как бы то ни было, он основал султанат Малакка, который стал одним из главных распространителей Ислама в регионе.
Как могущественное и авторитетное государство, султанат Малакки представлял общую культуру для региона, которую принимали соседние страны. Эта единая культура способствовала распространению Ислама в близлежащих государствах. Принятие малайской культуры и Ислам были настолько связаны, что даже существовала фраза, которую говорили, когда человек становился мусульманином: «Масюк Малаи». Это означало, что новообращенный мусульманин «вступил в царство малайцев».
Не последнюю роль в распространении Ислама играло и постоянное присутствие в регионе индийских и арабских мусульманских торговцев, которые приносили свою религию и популяризировали среди местного населения.
Еще одним фактором были многочисленные визиты китайского адмирала-мусульманина Чжэн Хэ, который помог распространить Ислам по всему Малайскому архипелагу. Важно отметить, что этот регион стал мусульманским далеко не сразу, так как религия не насаждалась насильственным путём.
Прибытие португальцев
В конце 1400-х годов Португалия начала искать новые торговые возможности в открытом море. Вместо того чтобы полагаться азиатские наземные маршруты для рынка специй, которые контролировали венецианцы, португальцы решили найти морской путь в Китай. С помощью мусульманских навигационных систем, где имелось описание маршрутов к Индийскому океану, исследователю Васко де Гама удалось обогнуть южную оконечность Африки в конце 1400-х годов.
Благодаря открытию этого нового маршрута Португалия быстро стала набирать военную мощь в Индийском океане и пытались доминировать на азиатском рынке специй. После установления своего правления в индийских городах, таких как Гоа и Каликута, примерно в 1510 году, португальские власти обратили свой взгляд на Восток, чтобы расширить торговую империю.
В 1511 они решили завоевать важнейший порт, Малакку, чтобы контролировать торговлю с Китаем. В первую очередь они попытались укрепить дружеские отношения с султаном Малакки, Махмудом Шахом, и использовать его в качестве плацдарма в королевстве. Тем не менее, после предупреждения тамильских мусульман, которые видели зверства португальцев на Гоа, султан Махмуд отказался позволить европейцам войти в город. В результате 25 июля 1511 года португальский военачальник Альфонсо де Альбукерк начал нападение на город.
Несмотря союз с соседними мусульманскими государствами, султанат был не в состоянии противостоять превосходящей огневой мощи португальцев, и в конце августа город был завоеван. Вскоре португальцы начали строить крепость, известную как Фамоса, которая помогла им защитить город от малайских контратак. Значительная часть центра города, в том числе главная мечеть и правительственные здания, были разрушены, чтобы из этих камней построить крепость. Это был официальный конец султаната Малакки, так как впервые в своей истории государство перешло под иностранный контроль.
В течение следующих 150 лет португальцы контролировали знаменитый и богатый Малаккский пролив и попытались подчинить себе местное. Попытки обратить людей в католичество оказывались неудачными, однако экономическое и политическое господство европейцев в регионе, который позже станет Малайзией и Индонезией, продолжалось до 20 века.
После португальцев на эти земли пришли датчане – в 1600-х годах, а затем – британцы в 1800-х годах. Во время периода европейской колонизации Ислам продолжал распространяться в этом регионе и по-прежнему составлял основу общества в Юго-Восточной Азии.