facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Праведник Али Рамитани

0

Али Рамитани (ум. в 1315 или 1321) родился в селении Рамитан, расположенном в нескольких километрах от Бухары.  Он обучался под духовным наставничеством Махмуда Энджир Фагнави, затем стал продолжателем его духовного наследия. После нескольких лет проповеднической деятельности в своем селении, алим переселился в деревню Баверт.Там у него тоже появились ученики. После этого он остановился в Хорезме. Он был известен еще под одним лакабом «Баверди».

Среди представителей духовного пути, он был знаменит как «Азизан».

По преданию, когда он что-то говорил от себя, по своей скромности, он начинал речь такими словами: «Азизы так говорили… » И это выражение привязалось к  нему. Ученики между собой называли его «Азизан».

 Его лицо излучало нур (свет). Он был внешне с людьми, в глубине своего духовного естества – со Всевышним. Когда он переселился в Хорезм, то представился ткачом, и на основании этого получил у местного падишаха разрешение на проживание.  В Хорезме он по утрам ходил на базар Ыргат, привлекал к себе несколько способных учеников, до времени послеполуденного намаза проводил с ними уроки, а потом, дав им дневную зарплату, отпускал домой.  Но те, кто хоть один раз присутствовал на его уроках, больше не хотели с ним расставаться, получив духовное наслаждение от его уроков, приходили просто так, не имея возможности оторваться от переживания и прослушивания того, о чем он говорил. Таким образом, вокруг него образовалось много учеников.

Были и те, кто испытывал тревогу за возрастающую его популярность. Недруги ходили жаловаться падишаху на то, что, возможно, наставник станет посягать на власть и трон. Падишах было повелся на слухи и захотел, чтобы этот человек покинул Хорезм. А когда же праведник Рамитани показал официальное разрешение на проживание в этой местности, падишах решил, что учитель останется, а со временем между ними возникли дружеские отношения.

По легенде, Али Рамитани прожил около 130 лет, и все оставшиеся годы своей жизни продолжал в Хорезме наставлять людей на путь добра и нравственности.  Предполагается, что покинул он этот мир в 721 году по Хиджре,  в 1321 году по григорианскому календарю.  Могила его находится на территории современного Туркменистана, на севере, в области Таш-хавуз, в селении Кюне Ургенч. Помимо этого, неподалеку от Бухары находится символическое захоронение.

Известно его произведение под названием «Махбубуль-Арифин» (Нафиси, Тахари Назым-у Наср, 1, 220).  

Мудрые изречения Рамитани

 «Тот, кто живет в хараме, постоянно направлен на совершение харама, не находит в себе сил для покорности Всевышнему, постоянно направлен на бунтарство. Тот, кто живет в халяле, не сможет противостоять Всевышнему» («Ресаиль-и Ситте-и Зарурие»,  Дельхи, 1308, стр. 14).

 

«В месте, где соединены три сердца, мумин поднимется по духовной лестнице. Первое – сердце Корана – Ясин. Второе – искреннее сердце мумина. Третье – сердце ночи – предрассветное молитвенное время» (Мухаммад Парса, «Сохбеты хазрата Мухаммада Багаудина», стр. 60).

«Много тех, кто совершает служение в состоянии получить за него какую-либо награду и благодарность. Мало тех, кто воспринимает служение как дар. Если вы имеете возможность служить и воспринимаете это как дар от Всевышнего, все будут вами довольны, и не будет тех, кто жалуется на вас» (Рашахат, стр. 90).

«Условие любви (мухаббата) быть вместе. Тот, кто говорит, что любит Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) должен подтверждать это деяниями» (Эргензи «Шерхи Рисале-и азизан», стр. 39).

«Будьте на связи со Всевышним, беседуйте с Ним, не прерывайте духовную связь! Если Вы не можете говорить с Ним, будьте рядом с теми, кто может  с Ним разговаривать (то есть будьте с теми, кто праведен, совершает зикр. Воспользуйтесь их душевным состоянием и наставлениями)» (Эрзенги, там же, стр.2-3).

«Мирское и вечное – как две сестры родные.  Как один человек (мужчина) не может жениться (по шариату) на двух родных сестрах, так не может быть в одном сердце любовь к мирскому и вечному. А между тем, оба они махлюки – то есть сотворенные. В таком случае, любовь к Создателю и сотворенному как может быть в одном месте?» (Эргензи, стр. 86).

«Если кто-либо жаждет величия, то ведь величие целиком во власти Аллаха. К Нему возносится прекрасное слово, а доброе дело возносит его» (Сура «Фатыр», 35/ 10). Для птицы зикра, чтобы возвыситься в высшие сферы, нужно иметь два крыла. Одно – душевное умиротворение, другое – ихлас» (Али Рамитани, «Махбубуль-Арифин», (Рисаиле-Ситте-и Зарурие), стр. 11- 12).

Однажды Али Рамитани спросили:

– Что такое иман или что такое тасаввуф?

Он сказал?

– Это разделение и соединение (фасл и васл) (Абуль Касым, «аль- Расилятуль-Бахарие», 49б).

То есть отделить душу от масива (всего того, в чем нет Всевышнего) и быть вместе со Всевышним (другими словами, освободиться от фуджура (всего плохого) дорасти до таква (богобоязненности) и в таква обрести некий уровень). 

На вопрос тех, кто спрашивает,  с каким ниятом (намерением) вы делаете зикр джахри, он отвечал так:

– Все алимы едины в том, что человеку на смертном одре важно помогать произнести шахаду и что этому человеку нужно громко говорить произносить зикр.

«По мнению дервишей, каждый вдох – последний» (Рашахад, стр. 90).

На сохбете Али Рамитани – один из алимов, словно желая вознести и восхвалить его, сказал:

«Вы – основа, суть, мы же — оболочка».

Наставник сказал:

– Так основа и суть – защищены оболочкой. Если не будет оболочки, то сгниет плод и бесполезным будет. Так как внутреннее нуждается в скорлупе, так и праведники нуждаются в алимах шариата» Эрзенги, стр. 157- 161, 235).

 

«Обратитесь, все верующие, к Аллаху с мольбой о прощении, — быть может, вы будете счастливы» (Сура «ан-Нур, 24/31). В этом аяте есть наставление: просить о прощении и добрая весть: тауба будет принята.

Если Всевышний Аллах не стал бы прощать своего раба, то и не повелел бы ему делать тауба. Это повеление – доказательство принятия мольбы, но с условием того, что человек увидит своей недостаток и отойдет от совершения ошибок и грехов (Рашахат, стр 92).

(Из книги Османа Нури Топбаша «Золотая силсила». Перевод с турецкого подготовлен специально для сайта «Ислам и семья» в качестве ответа на вопрос читательницы Марьям Меркуловой о личности праведника Али Рамитани).

Share.