Считается, что платок – отличительный признак одежды мусульманки. Однако из истории известно, что светские женщины покрывали голову. Для модниц начала XIX века не было более желанного аксессуара, чем кашемировая шаль! Яркая, лёгкая, многоцветная, порою тонкая настолько, что её можно было протянуть сквозь кольцо – она была роскошным подарком, отличным дополнением к приданому, дорогостоящей покупкой.
Первая супруга Наполеона, Жозефина, была иконой стиля своего времени и немало поспособствовала распространению моды на шали. Модными они стали очень быстро. И к тому же будущая императрица не знала, что в своё время шаль спасёт жизнь будущему императору.
Тогда Наполеон Бонапарт был ещё только первым консулом. Однажды вечером Жозефине очень захотелось послушать Гайдна, и она упросила супруга отправиться с ней в театр. Наполеон, несмотря на то, что его предупреждали о возможном покушении, устоять не смог. Он сел в первую карету, а Жозефина вместе с дочерью, Гортензией Богарне, и будущей золовкой, сестрой Наполеона, Каролиной Мюрат, собиралась сесть во вторую. Однако они задержались – Жозефина куталась в роскошную шаль, которую ей только что привезли из Константинополя, и задержалась, приводя в порядок свой туалет.
Тележка водовоза, в которую был заложена бомба, взорвалась между первой и второй каретами, а не перед первой, как планировали заговорщики. Взрывом только выбило стёкла в карете с дамами. Войдя в театр, Наполеон уселся на своё место и мрачно сказал одному из своих генералов: «Негодяи хотели меня взорвать. Подайте программку!»
В роскошном гардеробе Жозефины, поначалу равнодушной к шалям, их постепенно соберётся не десять и даже не сто – несколько сотен. Придворным дамам придётся сортировать их, например, по цвету, и больше всего было красных, амарантовых, жёлтых и белых. А, между тем, обычные женщины мечтали хотя бы об одной!
А шаль могла быть не просто аксессуаром. Она могла стать частью образа. Эмма Лайон, будущая леди Гамильтон, одна из самых красивых женщин своего времени, прославилась не только божественной красотой, но и грацией. Тогда и начал развиваться её природный дар – окутанная волнами ткани, Эмма изящно носила шаль. Сам великий Гёте так будет вспоминать красавицу: «Она умеет для каждого наряда сделать сто разных головных уборов из одного и того же куска ткани».
Возможно, именно этим описанием вдохновлялся Дюма-отец, когда писал роман «Луиза Сан-Феличе», в котором появляется леди Гамильтон: «Поверх хитона была наброшена широкая индийская шаль переливчатых оттенков с золотой вышивкой».
Словом, была бы шаль! А уж что вы с ней будете делать, она сама подскажет.
По материалам статьи Марьяны Скуратовской на сайте www.matrony.ru