facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Мера роскоши и расточительства

0

В современном мире некоторых мусульман упрекают за чрезмерные траты и стремление к роскоши. Я хорошо зарабатываю и не хочу впадать в расточительство. Поэтому хотел бы спросить, есть ли какая-либо мера исрафа, где граница между чрезмерными тратами и необходимым комфортом?

Нужно помнить, что всё сущее принадлежит Аллаху. Прежде всего, необходимо понимать, что имущество дано нам на хранение. К тому же мусульманин должен помогать нуждающимся. Это – лучшее применение богатства. В Коране сказано: «[Вы подаёте милостыню] беднякам, которые целиком посвятили себя делам во имя Аллаха или не могут передвигаться по земле, [чтобы заниматься торговлей]. Невежда считает их богачами, так как они из скромности не попрошайничают. Ты узнаешь их по приметам: они не просят милостыни с наглыми вымогательствами. Аллах знает о том, что вы тратите из своего добра [во имя Аллаха]» (Сура «аль-Бакара, 2 / 273).

Сердце искреннего верующего способно чувствовать тех, кто нуждается в его покровительстве. Мусульмане прошлого ходили по кварталам и искали бедных людей, которым нужна помощь. Поэтому они никогда не излишествовали и не тратили деньги на свои удовольствия. Шейх Саади Ширази говорил: «Друзья Аллаха совершают покупки в тех лавках, куда никто не заходит». Они сами находят бедняков и становятся близкими к тем, у кого никого нет; они проникаются нуждами людей и по внешнему виду находят тех, кто из-за скромности ничего не просит у людей».

Свобода верующего в этом мире прописана в шариате. И как только он выходит за пределы этих рамок, то сразу становится пленником своего нафса. Мусульманин может хорошо зарабатывать и обеспечивать потребности своей семьи, однако он должен довольствоваться самым необходимым и стремиться сделать средства капиталом для Ахирата. Всевышний Аллах повелевает проявлять разумность в тратах. В Коране сказано: «Они спрашивают тебя, что же им расходовать. Отвечай: «Излишек [, который остается у вас]». Так разъясняет вам Аллах знамения, — может быть, вы поразмыслите» (Сура «аль-Бакара», 2 / 219).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Настоящий бедняк – тот, кто ничего не может найти для удовлетворения своих нужд. И нет никого, кто бы понял его состояние и помог ему. Невзирая на это, он ничего не просит у людей» (Бухари, «Закят», 53).

Сам Посланник Всевышнего (саляллаху алейхи вас саллям) предпочитал вести скромный образ жизни и довольствовался самым необходимым. Однажды сахабы в его присутствии заговорили о мирском. И тогда он воскликнул: «Вы слышите? Вести простой образ жизни – признак веры. Вести простой образ жизни – признак веры» (Абу Давуд, «Тараджуль», 1 / 4161; Ибн Маджа, «Зухд», 4).

Чтобы разъяснить людям границы шариата в вопросе удовлетворения потребностей, Пророк Мухаммад (саляллаху алейхи вас саллям) сказал: «Ешьте, пейте, одевайтесь и делайте пожертвования, избегая чрезмерных расходов и не поддаваясь гордыне!» (Бухари, «Либас», 1).

Он также подчеркивал: «Нет никаких сомнений в том, что употребление всего, что желает душа, является исрафом» (Ибн Маджа, «Атима», 51).

Примета нашего времени — излишние расходы, чревоугодие, роскошь и показуха – идут вразрез с образом жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и сахабов. Они всегда помнили, что им придется держать ответ за съеденную пищу, за одежду и свои расходы. Ибо Всевышний повелел: «А затем будете вы в тот день спрошены о благах [земной жизни]» (Сура «ат-Такасур», 102 / 8).

Стремление «зарабатывай, как можешь и трать так, как пожелаешь!» идет вразрез с Исламом. Каждый мусульманин несет ответственность за мировой порядок. В Коране сказано: «О, вы, которые уверовали! Воистину, многие из учёных и монахов присваивают имущество людей неправым путём и сбивают [людей] с пути Аллаха. А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на дело Аллаха, возвести [, Мухаммад, что ждёт их] мучительное наказание» (Сура «ат-Тауба», 9 / 34).

Мы можем определить количество закята. Однако мы не можем знать меру благ, данных нам Аллахом. Поэтому асхабы изо всех сил до последнего вздоха не переставали благодарить Всевышнего за Его дары. Они искренне совершали поклонения и отправлялись в разные уголки Земли, чтобы нести свет Ислама.

В хадисе говорится: «У человечества наступят такие времена, когда все помыслы и стремления людей будут сосредоточены вокруг желудка и удовлетворения низменных желаний. Их честь будет мериться материальным состоянием, а объектом поклонения станут динары и дирхамы. Именно они являются самыми ничтожными созданиями, и у них нет доли перед Всевышним Аллахом» (Али аль-Муттаки, «Канзуль Уммаль», 11, 192 / 31186).

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.