Для большинства людей в мировом арт-сообществе исламское искусство представляется чем-то архаичным, старинным и отголоском давно ушедших цивилизаций. Словом, такая форма искусства, которой есть место лишь в музеях, на сайтах археологов и в мечетях. Многие специалисты утверждают, что оно просто не может отождествляться с современными художниками или заинтересовать людей в эпоху всеобщей глобализации.
Тем не менее, многие представители мира искусства, как и прежде, черпают вдохновение в произведениях исламских мастеров, которые датируются несколькими столетиями и используют геометрические узоры наряду с каллиграфией для выражения жизни 21 века. Одним из таких стал британский художник Зарах Хуссайн, который утверждает, что «исламское искусство в своей сильной эстетической притягательности выходит за пределы рамок времени и пространства, имея различия в языке и культуре».
Его первая выставка под названием «Хандасах», что означает геометрию в арабском языке, представляет современное звучание традиции геометрических узоров в сложных переплетениях. Эти картины выполнены на бумаге ручной выделки. Для Хуссайна они символизируют поиск единства старинного исламского искусства и жизни в двадцать первом веке. Геометрия считается духовным и вневременным искусством, и при его рассмотрении мы словно втягиваемся внутрь и приближаемся к более глубокому самоанализу и сосредоточенности.
Последняя выставка Хуссайна «Красота абстрактного» зашла дальше в направлении гармонизации современного мира с исламским искусством посредством использования мультипликационных световых установок. Они проецируют изменяющийся, как калейдоскоп, геометрический узор на темные стены галереи, где расположены выполненные в традиционной технике картины. Это помогает представить гармонию веры и технологии.
Метафоры для создания
Геометрические узоры, которые использует Хуссейн, всегда были популярными мотивами исламского искусства. Они встречаются в декоре стен, полов, светильников, книжных обложек и текстильных изделий на протяжении столетий. Величайшие образцы исламской архитектуры — Купол Скалы, окруженный стеной город Альгамбра и Тадж-Махал также служат воплощением наиболее изысканных приемов геометрических мотивов в сочетании с мозаикой, витражами и коврами.
Геометрические мотивы можно найти во всех произведениях исламского искусства, вне зависимости от того, где они были созданы. Тяга к абстракции появилась из-за запрета на использование изображений, которые могут привести к идолопоклонству. Исламские ученые были очарованы греческой философией, математикой и астрономией, основанным на абстракции как средстве постижения истины.
Зарах Хуссайн отмечает, что использование геометрии в творчестве проистекает из его интереса к симметрии, равновесию и порядку в мире, где мы живем: «Вселенная имеет невероятно четкий ритм, смену дня и ночи, месяцев и лет, орбиты движения Солнца, Луны и планет. Я считаю, что геометрические узоры отражают естественный порядок мироздания. Таким образом, в одном человеке должен сочетаться художник, математик и астроном, чтобы исследовать гармонию материального и духовного мира».
Хуссайн не всегда работал в жанре исламского искусства. Его ранние произведения относятся к жанру «оптический арт» и движению Бриджит Райли, популярному в 60-х годах прошлого века. «Затем я нашел новый способ выражения, который мог понять более полно, и это привело меня к традиционной исламской геометрии».
Символизм
Исламское искусство имеет совершенно иную функцию по сравнению с искусством в западном мире. Художники в Европе, как правило, сосредоточены на прямом отражении или личной интерпретации того, что нас окружают. В противоположность этому мусульманский художник понимает, что ослепление каким-либо творением Всевышнего приводит к потере важного момента: объединяющего аспекта в искусстве.
Как отмечает Хуссейн, именно поэтому исламские художники не копируют природу, а вместо этого пытаются передать то, что они представляют. Это делается путем присоединения смысл форм и узоров через символику.
Отдельные геометрические фигуры не просто используются для эстетической красоты. Они становятся символами, которые представляют определенные аспекты исламской веры. Например, круги, которые обычно образуют центр конструкции или содержат более широкий геометрический рисунок, символизируют вечность и бесконечную щедрость Аллаха. Треугольники применяются как символы человеческого сознания, квадрат — в качестве физического существования и формы существ и шестиугольников репрезентативны неба.
В исламском искусстве звезда представляет собой единство и распространение Истины. В конечном счете, сочетание этих форм в пределах крупных геометрических узоров подтверждает гармонию всех творений Аллаха. В то время как некоторые критики называют исламское искусство ограниченным в художественном плане, сами художники говорят об абстракции и геометрии как о свободе их воображения от ограничений материального представления.
В знак признания богатейшего взаимодействия исламских традиций и современных художников британский музей Виктории и Альберта учредил международную награду, которая намерена повысить осведомленность о мусульманском искусстве в нашем столетии.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)