В последние 10 лет исламская инфраструктура Москвы и других городов России стремительно развивается. Не исключением стала и индустрия женской одежды: число дизайнеров растет, в разных торговых точках открываются магазины известных российских мусульманских брендов, то и дело выпускаются новые коллекции и устраиваются показы. Но так было не всегда.
Носящие хиджаб мусульманки помнят, как лет десять назад было трудно подобрать в обычных магазинах летнюю одежду, соответствующую всем требованиям: чтобы рукава были не 3/4, а до запястья, чтобы не просвечивало, туника была достаточно длинной, юбка в пол без разреза… Лишь после нескольких дней изматывающего хождения по торговым центрам можно было подобрать то, в чем все равно было жарко, ибо под тончайшую тунику приходилось поддевать синтетический топ, а на руки — специальные нарукавники, продающиеся в магазинах при мечетях.
Однако чем дороже был магазин, тем больше было шансов обнаружить что-то подходящее мусульманкам. Вкупе с закрытостью покупательница получала и оригинальный дизайн, и качество — вещь, которую можно было носить годами. Сейчас же и светская мода приблизилась к исламским канонам: в обычных магазинах можно легко найти и длинную юбку, и длинный кардиган, и стильные балахоны, и всевозможные платки и палантины на любой вкус и цвет.
А что было десять лет назад? Тогда среди мусульманок были популярны разговоры, что «в исламе нет моды». И тем не менее она была. Спонтанная, народная, никем официально не продиктованная, менявшаяся из года в год, испытывавшая на себе влияние хиджабных стилей, утвердившихся в различных странах Ближнего Востока.
В исламском мире жительниц тех или иных стран и тогда было принято узнавать по фасону платка и одежды. Свой узнаваемый стиль есть у турчанок, у иранок, у жительниц Юго-Восточной Азии. У российских мусульманок своего «фирменного» стиля тогда еще не было. Каждая носила то, что было по душе. Однако из года в год прослеживались тенденции.
Популярные модели
В 2005–2007 годах были популярны палантины. Но носили их не просто так, заколов под подбородком, а хитрым образом закручивая шарф вокруг головы. Было в ходу множество разных способов, как это сделать, и чем толще и длиннее был палантин, тем больше был простор для фантазии.
На начальном этапе палантин завязывали на затылке под пучком, оставив один конец максимально коротким, а другой — во всю длину. И вот этот длинный конец протягивали или через подбородок на затылок или, наоборот, перекидывали через пучок, крутили разными способами, чтобы в итоге скрыть и уши, и шею, и нижнюю часть подбородка, надежно закрепив палантин на разных «критичных» участках все теми же булавками.
Тогда же в Россию пришла и аль-амира (или амирка) — широко известный во всем исламском мире практичный вид хиджаба. В нашей стране он получил другое название — бони. Эта конструкция состоит из двух частей: шапочки-«трубы», надевающейся на голову, и верхнего капора — «трубы» большего размера трапециевидной формы со швом от подбородка до груди. Амирка была удобна тем, что ее не нужно было закреплять булавками. Бони можно надеть за минуту до выхода из дома без лишних хлопот. Этот вид хиджаба подходит работающим женщинам, у которых каждая минута на счету, и мамам маленьких детей, боящимся, что малыш уколется завалявшейся булавкой.
Бони были разные: светлые, темные и ярких цветов, однотонные и пестрые, длиной чуть ниже ключицы или полностью прикрывающие грудь, без окантовки или с кружевом по краям. Тогда их носили без дополнительных аксессуаров. В силу практичности бони благополучно «дожили» и до нынешних времен. Но теперь мусульманские модницы предпочитают использовать их как нижний хиджаб, набрасывая сверху яркие стильные палантины. Верхняя шаль красиво и свободно ниспадает с затылка и плеч, создавая флер особой элегантности, и в то же время не виден аурат — шея, часть волос, мочки ушей.
Начиная с 2008 года в Россию бурными волнами нахлынула турецкая хиджабная мода. Пик этой тенденции пришелся на 2009–2010 гг. Наступил бум квадратных атласных платков. Их закалывали под подбородком, а концы драпировали всеми возможными способами — завязывали сзади, укладывали на груди или вообще оставляли свободными. Носили все это как с рубашками и длинными юбками, так и с туниками и брюками.
С 2011 года, стала формироваться собственно российская мусульманская мода. Мусульманка из России обрела собственное узнаваемое лицо. Пальму первенства стали держать платья: темные, светлые и пестро-цветастые, как приталенные, так и широкие. В модных хиджабных комплектах появилось много контрастных сочетаний и ярких цветов, таких как желтый, бирюзовый, красный, изумрудный, фуксия, насыщенный синий. В фаворитах головных уборов оказались палантины, теперь уже не закручиваемые, а повязываемые подобно платкам, и тюрбаны.
Были времена, когда большинство соблюдающих мусульманок строго прятали то, что должно быть скрыто, открывая лишь лицо и кисти рук. И при этом они делали это со вкусом, фантазией, создавая весьма изысканные и оригинальные образы. Теперь же многие предпочитают рекламируемый дизайнерами тюрбан. А тюрбан, открывающий шею, — это вовсе не хиджаб.
Кроме того, утратилась индивидуальность. Мусульманки стали модными, словно под копирку. Куда ни глянь — одни и те же платья и юбки в пол, похожие яркие палантины, актуальные хипстерские очки в дополнение к трендовому комплекту… Впрочем, найти баланс между модой и собственным стилем — это сложная задача, стоящая перед любой современной женщиной.
Источник: www.musulmanka.ru