Коррупция – одно из самых больших препятствий, которые тормозят развитие во многих странах мира. Злоупотребление властью, полномочиями и ресурсами со стороны государства и чиновников мешает прогрессу наций, сеет недоверие к правительству среди простых граждан и существенно снижает объем инвестиций в развитие собственной страны.
Недуг коррупции, к сожалению, не обошел стороной и современные мусульманские государства, и никто пока не может ответить на вопрос: почему они поражены этой болезнью? Есть ли что-то в исламской культуре, что может подпитывать коррупцию?
Ответ: совершенно нет. По сути, если «исламские» страны страдают от коррупции, это значит, что они отошли в чем-то от предписаний шариата. Вот пример лишь 15 хадисов, которые показывают, как Ислам боролся с бюрократией и взяточничеством, а также предусмотрел коллективную и личную ответственность за любые злоупотребления властью и полномочиями.
1. Абдуллах ибн Умар (радыяллаху анху) рассказывал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Каждый из вас – словно стражник и несет ответственность за то, что находится в его ведении. Правитель является опекуном своих подданных и отвечает за них. Муж является опекуном своей семьи и ответственен за нее. Мусульманка хранит дом супруга и несет ответственность за него. А слуга является хранителем имущества своего господина и тоже ответственен за него». Также я слышал, что он неоднократно повторял: «Мужчина ответственен за собственность своего отца. Поэтому мы все являемся стражниками тому, что нам доверено как аманат» (Бухари).
2. Макил ибн Ясар (радыяллаху анху) сообщил, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Не войдет в Рай тот, кто умрет, будучи нечестным в руководстве доверенным ему имуществом или людьми» (Аль-Албани).
3. Абу Зарр (радыяллаху анху) однажды спросил Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям): «О, Посланник Всевышнего, почему ты не назначил меня на государственную должность?» Тогда он похлопал сахаба по плечу и сказал: «О, Абу Зарр, ты слаб, а власть нуждается в доверии. Поэтому в Судный День ты не окажешься в ситуации сожаления от того, что оказался среди тех, кто не выполнял свои обязанности должным образом» (Муслим).
Обязанность борьбы с коррупцией в Исламе
4. Абу Саид аль-Худри (радыяллаху анху) передавал слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Любой из вас, кто сталкивается со злом, должен бороться с ним своими руками. Если он не в состоянии этого сделать, то нужно препятствовать несправедливости языком. Если это невозможно, то нужно ненавидеть зло всем сердцем, и это является самым слабым проявлением веры» (Аль-Албани).
5. Ан-Нуман ибн Башер сообщал, как Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Пример человека, который следует повелениям Аллаха, по сравнению с ослушниками подобен тем людям, что тянули жребий на свои места на корабле. Первые получили места в верхней части, а вторые – внизу. Когда последним требовалась вода, они были вынуждены идти наверх, поэтому они предложили сделать отверстие в дне судна, чтобы не беспокоить обитателей верхней палубы. В итоге, если они позволят сидящим на нижней палубе поступить так, как они задумали, что корабль пойдет ко дну. А если первые предостерегут вторых, то судно останется в целости и сохранности» (Бухари).
6. Анас ибн Малик (радыяллаху анху) передавал слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Помогай своему брату, поступает ли он правильно или неверно». После этого сахабы поинтересовались, как можно помогать тому, кто заблуждается. И тогда наставник посоветовал: «Удерживайте его от плохих поступков» (Бухари).
Нет снисхождения за злоупотребление властью
7. Абу Хумайд ибн Сад ас-Саиди (радыяллаху анху) сообщал, что однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) нанял сборщиком закята человека по имени Ибн Аль-Лутабийя из племени аль-Азд. Когда он вернулся вечером, то сказал: «Эти деньги для вас, а это было преподнесено мне в подарок». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) поинтересовался, почему тот считает нужным оставить эту вещь себе и почему он не остался в родительском доме, а пошел на государственную службу в надежде получить подарок. После этого наставник всех мусульман сложил руки в дуа и дважды повторил: «О, Аллах, разве я не передал им Твои заповеди?» (Муслим).
8. Ади ибн Умайра (радыяллаху анху) передавал высказывание Посланника Всевышнего: «Любой, кто занимает государственный пост и утаит даже иголку, поступает вероломно и понесет наказание в Судный День». Услышав это, один ансар встал и сказал: «О, Расулюллах, тогда забери у меня ту должность, что ты мне дал». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) пояснил: «Тот, кто имеет власть, должен сначала принести мне полученный доход, а затем взять часть из этого. И при этом следует избегать запретного» (Муслим).
9. Абу Хумайд ас-Саиди (радыяллаху анху) слышал слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Подарки, которые предлагают чиновникам, считаются неправедными доходами и являются харамом» (Аль-Албани).
10. Бурайда ибн Аль-Хусайб (радыяллаху анху) передавал хадис: «Когда мы назначаем кого-то на общественную должность и назначаем ему жалование, все то, что выходит за рамки этого дохода, является нечестным (Абу Давуд; Аль-Албани).
11. Каулах бинт Амир (радыяллаху анху) сообщал, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Некоторые люди злоупотребляют собственностью Аллаха – общественными средствами и деньгами фондов. Поэтому они попадут в ад после Судного Дня» (Бухари).
Серьезное предупреждение против взяточничества
12. Абдуллах бин Амр (радыяллаху анху) передавал слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Проклятие Аллаха лежит на том, кто предлагает взятку, и на том, кто ее берет» (Ахмад; Ибн Маджа; Аль-Албани).
Противодействие коррупции со стороны фикха
13. Ибн Бурайдах (радыяллаху анху) часто слышал от своего отца напутствие Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Двое из трех судей попадут в ад, и только один – в рай. Пламя уготовано для тех, кто судит в соответствии с его желаниями и не знает об уготованном наказании. Рай предназначен для тех судей, что придерживаются Истины в своих суждениях» (Аль-Албани).
14. Убайдуллах ибн Аби Бакр (радыяллаху анху) вспоминал слова Анаса ибн Малика (радыяллаху анху) о самых больших грехах. Сахаб называл в их числе убийство человека и неуважительное отношение к родителям. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) спросил: «А разве я не рассказывал тебе о самом тяжком грехе? Это лжесвидетельство и ложные показания» (Бухари; Муслим).
15. Благочестивая Айша (радыяллаху анха) рассказывала, что однажды курайшиты были обеспокоены судьбой женщины из племени бани махзум, которая совершила кражу. Они спрашивали: «Кто заступится за нее, кроме Посланника Аллаха?» Другие же говорили, что никто не посмеет это сделать, кроме любимого сахаба, Усамы ибн Зайда. Когда тот поговорил с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) об этой ситуации, тот сказал: «Ты пытаешься заступиться за кого-то в случае, связанном с нарушением предписаний Аллаха?» После чего он обратился к людям: «Вы прощаете кражу сильными мира сего, однако если бедняк совершит кражу, вы будете просить для него наказания у Аллаха. Клянусь, если бы моя дочь Фатима что-то украла, то я бы сам отрубил ей руку» (Бухари).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)