Аллах сотворил людей разными – кому-то даровал силу, а кто-то остался слабым. Однако в миг последнего вздоха каждый человек теряет свой статус и положение на земле. В Коране сказано: «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас — наиболее благочестивый. Воистину, Аллах — знающий, сведущий» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 13).
Высшее положение среди верующих занимает тот мусульманин, который обладает таква. Все титулы, ранги, капиталы – сиюминутны. Истинное богатство в служении Аллаху и верность клятве, данной Великим Творцом после сотворения человеческих душ.
Что означает таква
Таква – это пребывание верующего со своим Господом и проявление прекрасных черт души: милосердия, сострадания, умения прощать, учтивости. Это желание мусульманина каждым своим поступком в любом состоянии обрести довольство Всевышнего. Просто нужно постоянно контролировать себя и задаваться вопросом: «Доволен ли сейчас мной Аллах?» Таква подразумевает поиск защиты лишь у Всевышнего. В Коране сказано: «Бегите [от обещанного наказания] к [вере] в Аллаха. Воистину, Я явно увещеваю о нем (т. е. о наказании)» (Сура «аз-Зарият», 51 / 50).
Таква проявляется в довольстве своей судьбой и в усердном избегании гнева и наказания Аллаха, в стремлении достичь Его милости. Таква помогает претворить в жизнь во всех ее проявлениях — в семейной жизни, бизнесе, отношениях в обществе — нормы Священного Корана и Сунны, являющихся ключами к благоденствию в обоих мирах.
Таква – это умение искренне исполнять религиозные предписания, скрупулезно следовать повелениям Аллаха и предписаниям Его Посланника (салляллаху алейхи ва саллям), в первую очередь избегая грехов. В Коране сказано: «Преуспел тот, кто очистился [благодаря вере]» (Сура «аль-А’ля», 87 / 14).
Обязательное условие таква – очищение души. Только тогда поклонения обретут особый вкус. Намаз будет приносить наслаждение и перестанет быть бременем. Вы обретете радость богослужений сразу же после азана в мечети вместе с братьями. Всевышний говорит: «Ни в чем не повинуйся ему, а пади ниц и ищи приближения [к Аллаху]» (Сура «аль-Аляк», 96 / 19).
Благой исход в земной жизни и вечном мире достигается лишь с таква. Для этого каждый верующий должен приблизиться к нравственности Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и стать словно членом его семьи подобно Салману (радыяллаху анху). В хадисе сказано: «Салман – из нас» (Ибн Хишам, III, 241; Вакиди, II, 446-447; Ибн Са‘д, IV, 83; Ахмад, II, 446-447; Хайсами, VI, 130).
Различают несколько уровней таква. Первый – уровень «простонародья» (авам). Это выполнение всех повелений Аллаха и избегание Его запретов. Второй – уровень избранных, ихсан, где происходит осознание присутствия Всевышнего и постижение тайны аята: «Тех, которые уверовали и сердца которых нашли утешение в поминании Аллаха. А разве не в поминании Аллаха находят утешение сердца?» (Сура «ар-Ра‘д», 13 / 28).
Великий Творец подсказывает Своим рабам путь преодоления житейских невзгод: «Когда они выдержат установленный срок, то оставьте их[у себя] с добром или же отпустите согласно разуму и шариату. При этом призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас (т. е. муслимов) и подтвердите свидетельство перед Аллахом. Таково наставление тому, кто верует в Аллаха, в Судный день. Тому, кто боится Аллаха, Он дает выход [из положения]» (Сура «ат-Талак», 65 / 2).
Один человек пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и сказал: «О, Посланник Аллаха, я собираюсь в дорогу. Попросите у Всевышнего сделать мое путешествие благополучным». Он услышал в ответ: «Да одарит тебя Аллах таква!» Ибо дела мусульманина, обладающего таква, всегда успешны (Тирмизи, «Дават», 44 / 3444).
Верующий во всех ситуациях стремится делать добро — словами, физической силой или своим имуществом. Таква требует постоянства, без которого невозможно сохранить в сердце богобоязненность. В суре «аль-Касас» упоминается Карун, который лучше всех понимал смысл Таурата (Торы). Однако он потерял таква и провалился в землю вместе со всем своим богатством.
Для комфортной жизни в земном мире достаточно приобрести профессию, диплом и должность. Однако в отношении таква этого мало, ибо мусульманину необходимо всю жизнь быть начеку. Кем является человек перед Величием Аллаха? Абсолютно никем! Именно Творец наделяет Своего раба силой. И потому в Коране сказано: «О, вы, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (Сура «Мухаммад», 47 / 7).
Чтобы сохранить таква, следует оберегать душу от воздействия негативной энергии, которая может передаться из другого сердца. Мы подвергаемся воздействию при прохождении через негативную духовную среду. Даже взгляд человека (сглаз) может оказать немалое влияние, а эффект воздействия сердца намного сильнее. По этой причине Аллах повелел: «О, вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха и будьте в числе правдивых» (Сура «ат-Тауба», 9 / 119).
Мусульманам нежелательно находиться в местах, где присутствует негативная энергия. Для сохранения таква необходимо быть вместе с праведными и правдивыми. Шейх Сади Ширази говорил: «Подумай: один пес проявил верность к правдивым людям и заслужил почет быть упомянутым в Коране» (Сура «аль-Кахф»).
В суре «ат-Тахрим» сказано, что жены двух пророков (Нуха и Лута) не были преданны им и стали обитателями Ада. Их не спасло даже то, что их мужья были избранниками Всевышнего. Пророку Ибрахиму (алейхиссалям) не дано было спасти отчима Азера, ибо Аллах предостерег: «Не молись за него!»
Душа человека подобна сообщающимся сосудам. Во время пребывания с праведниками она наполняется добром, а после общения со скверными людьми становится грешной. Имам Газали говорит: «Единство в убеждениях со временем приводит к духовному единению».
В эпоху, когда правдивых людей становится меньше, для сохранения таква необходимо уделять особое внимание духовным беседам. Сердца участвующих в сохбетах наполняют друг друга духовной энергией. Священный Коран каждый из нас читает и дома. Но та позитивная энергия, которая исходит из сердец во время беседы, особенно ценна.