Однажды портной обратился к праведнику с просьбой разъяснить хадис «Всевышний Аллах принимает покаяние раба Своего до прихода его смертного часа».
Праведник спросил его: «Ты шьешь одежду. А что самое легкое в портновском деле?»
― Кроить ножницами материю.
― И сколько ты занимаешься портновским делом?
― Почти тридцать лет.
― Сможешь ли ты кроить материю в смертный час?
― Нет, не смогу.
― Послушай, портной! Если, находясь перед лицом смерти, ты не сможешь делать то, чему усердно учился и в чем достиг мастерства в течение тридцати лет, как ты сможешь покаяться, если ни разу в жизни не делал этого? Поэтому соверши тауба сейчас! Иначе у тебя может не оказаться сил в последний миг» (Тирмизи, «Дават», 98; Муснави, «Файз-уль-Кадир», V, 65).
Этот рассказ напоминает, что люди постоянно рискуют, оступившись, попасть в какую-либо из множества духовных пропастей, самой опасной из которых является откладывание искреннего покаяния «на потом». Тауба служит спасательным кругом для наших душ, поэтому Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Больше всего ты страдаешь от грехов своих, а лекарство от страданий – истигфар в темноте ночи» (Дайлами, «Муснад», I, 136).
Истигфар — это путь очищения души. Первое тауба совершил пророк Адам (алейхиссалям): «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы непременно окажемся в числе потерпевших урон» (Сура «аль-А’раф», 7 / 23).
Условием тауба является искренность и чистосердечность. К тому же, покаяние должно быть «окончательным», так как шайтан всегда стремится сбить мусульман с прямого пути. В Коране сказано: «Быть может, ваш Господь простит вас. Если вы снова станете [бесчинствовать], то Мы вновь накажем вас» (Сура «аль-Исра», 17 / 8).
Совершенный грех не сразу записывается в Книгу Деяний, так как человеку дано время для раскаяния. Важно знать, что тауба должна выражаться чистосердечным покаянием и твердым решением никогда не возвращаться к ошибкам. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчеркивает, что тауба должна быть такой, чтобы больше ничто не позволило верующему повторить свой грех.
Это означает, что грязь на сердце должна быть смыта чистыми слезами. Порой для получения прощения одного греха требуются реки слез, тогда как одна слезинка может очистить от тысячи грехов. Ведь слезы – обитель надежд, что дарует Всевышний. В слезах заключено столько смысла, что сам раб не способен до конца постичь того, о чем молит Аллаха.
Но сын человеческий, погрязший в мирских делах, не ведает об этом и вместо плача заливисто смеется. Всевышний предупреждает: «Да посмеются они мало, да поплачут они много в наказание за то, что они заслужили!» (Сура «ат-Тауба», 9 / 82).
Аллах желает, чтобы Его рабы через покаяние и слезы очищались от грехов. Однако важно знать, что плач не должен сопровождать жалобу. Ведь жалоба выражает недовольство и приводит к неповиновению, из-за чего верующий навлекает на себя гнев Всевышнего. Искренние слезы во время тауба позволяют очистить душу от грехов.
В момент последнего вздоха пробуждаются те, кто пребывал во сне: они открывают глаза и видят истину. Однако такое осознание не принесет никакой пользы. По воле Творца, мы не знаем когда, где и как нас настигнет смерть. Поэтому уже сейчас мы должны постичь тайну слов: «Умрите прежде смерти!» Иначе последний вздох может слиться с горьким стоном утраты.
Мусульманину крайне важно сдерживать страсти нафса и очищать сердце. Тауба и слезы являются лишь вратами для достижения этого состояния. Верующий при выполнении всех фардов, ваджибов и сунн должен обратить внимание на соблюдение прав созданий Всевышнего, прав родителей, жертвовать ради Аллаха, украшать себя милосердием, состраданием и снисхождением ко всему сущему. Ведь тот, кто обретает превосходное умение прощать, заслуживает прощения. А те, чьи души, лишенные любви и сострадания, не способны внять зову: «Сжальтесь над нами!», – это заблудшие в жизни и печальные странники.
Поэтому души, очистившиеся искренними слезами и тауба, устремляются к Творцу. Именно для них Судный День станет не временем печали, а обернется рассветом праздника. Пусть Аллах одарит всех нас таким рассветом и наделит нас божественной милостью и всепрощением через любовь, стремление к Нему и искренние слезы! Аминь.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)