Истинная красота любого благодеяния раскрывается при его искреннем выполнении. Каждое благое дело, поступок, поклонение должны исходить от сердца. Иначе даже внешне безупречные деяния принесут лишь вред. Поэтому в аяте отмечено: «Делайте пожертвования во имя Аллаха и не ввергайте себя собственными руками в гибель. Вершите добро, ибо, воистину, Аллах любит добродеющих» (Сура «аль-Бакара», 2 / 195).
Щепетильнее всего нужно быть в отношении долга. Возможность давать и брать взаймы существует благодаря обязательным принципам, которым должны следовать обе стороны. Именно так их благодеяния станут причиной снискания довольства Всевышнего. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) рассказывал об иудее, который попросил в долг тысячу динаров. Кредитор спросил:
― Хорошо, я дам тебе нужную сумму, но приведи с собой кого-нибудь в свидетели.
― Зачем он нужен, ведь Аллах ― свидетель! – ответил тот.
― В таком случае приведи того, кто поручится за тебя.
― Зачем нужен поручитель, ведь Аллах ― поручитель!
Кредитор согласился и дал просителю заём на определенный срок. Получив деньги, человек сел на корабль и отправился за товаром. Пробыв в той стране некоторое время, он закончил дела и собирался вернуться обратно, однако не смог найти попутный корабль.
Шли дни. Приближалось время возвращения долга. Купец понял, что не сможет вернуть деньги в установленный срок. Он купил большое бревно, выдолбил середину и поместил туда тысячу золотых вместе с письмом своему кредитору. Затем тщательно запечатал отверстие в бревне и пришёл на берег моря, где обратился ко Всевышнему:
― О, Аллах! Ты знаешь, что я взял в долг тысячу золотых у одного добропорядочного человека. Он просил у меня свидетеля, я же сказал ему: «Аллах – поручитель». Мой кредитор согласился. Я сделал все, что в моих силах, чтобы вернуть долг вовремя, однако я не смог найти попутный корабль. Сейчас я возвращаю свой долг и уповаю только на Тебя.
После ду’а купец сбросил бревно в море. Тем временем кредитор уже начал поджидать своего должника. Выйдя на берег моря в ожидании проходящих кораблей, он увидел плывущее по воде бревно. Он решил вытащить его и распилить на дрова. Придя домой, мужчина принялся за дело, как вдруг из бревна выпали тысяча золотых и письмо.
Через некоторое время купец смог вернуться в родные края и, прихватив с собой тысячу золотых, отправился к кредитору.
― Я приложил немало усилий, чтобы вовремя вернуть свой долг, но не смог. Возьми эти деньги, ― сказал он.
― А разве ты не переслал свой долг? ― удивился кредитор.
― Увы, не было ни одного попутного корабля, кроме того, на котором я возвратился, ― ответил купец с грустью в голосе.
― Всевышний Аллах от твоего имени вернул мне тысячу золотых, которую ты отправил внутри бревна. Забирай это золото и расходуй его на счастье, ― улыбнулся мужчина (Бухари, «Кефалет», 1; Буйю, 10).
Хадис обращает внимание на то, что слово, данное с именем Аллаха, и искренние усилия ради сдерживания обещания не остаются не замеченными и всегда принимаются Всевышним. Это означает, нужно проявлять искренность во всех соглашениях и придерживаться равенства сторон. И до тех пор, пока никто не злоупотребляет доверием, Аллах жалует и должника, и кредитора Своей милостью.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)