facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Коран и поклонение

0

Все сыфаты Всевышнего проявились в трех объектах этого мира: человек, Коран и Вселенная. Человек, который наделен отражениями Прекрасных Имен Аллаха, является сутью мироздания. Проявлением сыфатов Творца в слове является Коран. Об их общности было сказано: «Человек и Коран ― близнецы». Вселенная же – это разновидность толкования Корана. Вселенная – это безмолвный Коран, а Священная Книга – Вселенная, облеченная в слово.

Для постижения этих истин мусульманину нужно много размышлять и наблюдать. В размышлении открывается утонченность замысла Творца и мудрость мироздания. Пространство Вселенной, как место испытаний, является школой имана. Для познания этих тайн человек нуждается в направлении своих размышлений и наблюдений в правильное русло под руководством Корана.

Ведь если бы человек, опираясь лишь на собственный разум, мог в совершенстве понять проявления мудрости Всевышнего, то Аллах бы не направлял людям в помощь ни пророков, ни Священную Книгу. Без аятов Корана мы вряд ли бы имели представление о многих истинах. Поэтому бесконечность его содержания побуждает ум трудиться.

Зная об ограниченных возможностях и несовершенстве своего разума, муфассиры после толкования смысла какого-либо аята всегда добавляют: «Истинное знание у Аллаха». Это означает, что любую истину, снизошедшую от Всевышнего, надо принимать в первозданном виде. А понимание каждого слова Священной Книги обусловлено осмыслением через призму человеческого разума.

Во многих аятах сказано о мудрости творения, удивительном порядке мироздания, что служит призывом к размышлению. Желая понять знамения во Вселенной, человек задается вопросами: «Что есть этот мир? Для чего я создан? В чем истина и суть стремительного течения дней? Какой путь ведет к счастью? Кто я? Для чего я живу?» — и ищет ответы на них. В Коране говорится: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас на потеху и что вы не предстанете предо Мною?» (Сура «аль-Му’минун», 23 / 115).

С наступлением совершеннолетия человек становится ответственным. С этого момента му’мин должен научиться видеть мир не только глазами разума, но и взором сердца, чтобы постичь божественные тайны мироздания. В аяте сказано: «Неужели они не взглянули на небо, что над ними, на то, как Мы воздвигли его и украсили, на то, что в нем нет трещин? Мы также простерли землю, воздвигли на ней горы недвижимые и произрастили всякие растения прекрасные. [И все это] – чтобы видел и помнил каждый раб, покорный [Аллаху]» (Сура «Каф», 50 / 6-8).

Вселенная – это чудо творения, в котором проявляется божественное могущество. Ее великолепие служит предметом постоянных размышлений верующих и вызывает восторг от нисходящего духовного озарения. Аят подчеркивает: «Неужели ты не знаешь, что Аллах ниспосылает с неба воду и наполняет ею источники? Потом благодаря ей Он растит разнообразные злаки. Затем они вянут, и ты видишь, как они пожелтели. Наконец, Он превращает их в труху. Воистину, во всем этом — назидание для тех, кто обладает разумом» (Сура «аз-Зумар», 39 / 21).

Душа, наполняясь божественной любовью, хранит в себе иман. Трава – ковер для поклонения всей уммы, а покачивающиеся на ветру цветы подобны верующим. Ветры — вестовые вдохновенных божественных посланий. Гроза – предупреждение и назидание об Истинном Обладателе Власти тем, кто пребывает в беспечности. И вся Вселенная – книга, наполненная удивительными знамениями и тайнами, проявлением сути прекрасных Имен Аллаха, безмолвный Коран. А Священный Коран – Вселенная, выраженная в слове. Человек находится на соединении этих двух миров, являясь центральной точкой познания.

Благочестивая Айша (радыяллаху анха) рассказывала о прекрасной нравственности и деликатности Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). «Однажды вечером Посланник Аллаха попросил у меня разрешения провести ночь в поклонении.

― Клянусь Аллахом, – ответила я, – мне нравится быть вместе с тобой. Но еще больше мне приятно то, что радует тебя.

Затем он поднялся, принял омовение и встал на намаз. Мой супруг плакал так, что его одежда, благословенная борода и место совершения сажда были мокрыми от слез. В таком виде его застал Биляль, когда пришел разбудить на утренний намаз. Он удивленно спросил:

― О, Посланник Аллаха! Если Всевышний простил вам все прошлые и будущие прегрешения, почему вы плачете?

Тогда Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) объяснил:

― Разве я не благодарный раб Аллаха? Клянусь Великим Творцом, этой ночью мне были ниспосланы такие аяты, что прочитавший, но не задумавшийся над ними, достоин только сожаления: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи – истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку, и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: «Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня» (Сура «Али Имран», 3 / 190-191; Ибн Хиббан, II, 386).

О, Аллах, сделай иман солнцем для нас, награди нас друзьями – пророками и праведниками, и даруй возможность совершать благочестивые поступки. Помоги нам обрести истинное познание и способность видеть все происходящее во Вселенной взором души. Надели наши сердца способностью выполнить Твое повеление: «Читай!» Аминь.

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.