Когда му’мин осознает постоянное нахождение под божественным Взором и утверждает это чувство в сердце, это означает выполнение какого-либо дела самым совершенным образом. Искренние мусульмане настолько чутки в своих поступках, что, даже совершая благое дело, не забывают, что Аллах наблюдает за ним, и помнят о собственной слабости. Такое поведение постоянно напоминает об ихсане.
Деликатность мусульман в отношении к окружающему раскрывается в аятах: «Рабы Милостивого – это те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, говорят: «Мир!»; те, которые проводят ночи, падая ниц и представая перед Господом своим» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 63-64).
В Коране Всевышний называет качества, присущие праведным му’минам:
1. Их поступь по земле и движения мягки; они далеки от гордыни и высокомерия, скромны и степенны. Если к ним обращается невежда, они отвечают благим словом. Они проявляют ко всем окружающим милосердие и сострадание, отчего те чувствует себя уверенно и безопасно в их присутствии.
2. Они бодрствуют ночами и проводят их в поклонении. Они ложатся спать и встают с именем Аллаха.
3. Они читают ду‘а: «Господи наш! Избавь нас от наказания ада! Ибо наказание ада – мука неотступная» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 65).
4. В расходах они не расточительны и не скупы, а всегда умеренны.
5. Они не взывают к другому божеству кроме Аллаха, не убивают и не прелюбодействуют.
6. Они не лжесвидетельствуют и, когда проходят мимо суетного, минуют его с достоинством.
7. Они не могут оставаться слепыми и глухими к наставлениям аятов.
8. Они стремятся наполнить жизнь их семей и потомков иманом, знанием и прекрасной нравственностью, желают служить примером и быть первыми среди богобоязненных. Они взывают к Аллаху: «Господи наш! Даруй нам отраду глаз в наших женах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 74).
О том, что ожидает му’минов в вечной жизни, сказано в Коране: «Они получают в награду наивысшее место в Раю за то, что были терпеливы, и встретят их там приветствием и миром» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 75).
Человек, стремящийся к очищению сердца, по милости Аллаха обретает в конце пути состояние, возвышающее его до уровня ангелов. Поэтому каждый му`мин живет, сохраняя внутренний мир закрытым к влиянию извне. О них сказано в хадисе-кудси: «Приближенные рабы Мои — под Моими куполами; никто, кроме Меня, не знает их» (Абдуррахман Джами, «Нафахатуль-Унс», с. 45).
Некоторые любимые рабы Аллаха известны людям, поскольку стали наставниками в обществе и служат миру, зарабатывая капитал для вечности вечного. Они постигают божественную тайну, мудрость и предназначение сквозь внешние завесы происходящего и потому пребывают в умиротворении и гармонии. Они освободились от тревог, сомнений и множества слабостей, любят ближних во имя Творца и видят мир наполненным мудростью и прекрасными чувствами.
Духовный мир и совершенство му’мина отражаются в его поступках. Он всегда скромен, знает цену каждого вздоха, не расточительствует, внимателен к запрещенному и разрешенному, а также ощущает свои грехи огромными. Его нравственность приближается к совершеству, а душа постигает тайну хадиса-шариф: «Господь воспитал меня. И сколь же прекрасно это воспитание» (Суюти, «Джамиус-Сагир», I, 12).
Все ошибки возникают от беспечного отношения к зикру. Те, кто постоянно в сердце поминает Аллаха, освободится от земных печалей и наполнит свою жизнь умиротворением, щедростью и милосердием ко всему сущему. Мусульманин, думая о величии Творца, обретает смирение. Он не будет ни с кем спорить, даже будучи правым, так как стремится достичь Довольства Творца в первую очередь.
Некоторые люди забывают о том, что Аллах обладает сыфатом «Саттаруль-‘уйуб» и может скрывать недостатки и прощать прегрешения. Поэтому и мы, Его рабы, должны быть прощающими, ведь те, кто познал Любовь Аллаха, умеют прощать.
Для одних людей соблюдение религиозных предписаний становится привычкой, за что они, несомненно, получают вознаграждение. А другие постоянно сознают свое присутствие перед Творцом и становятся более внимательными к повелениям Корана, покорными во всем Всевышнему. Каждое свое действие они рассматривают с точки зрения довольства Аллаха.
Гармония пребывания в этом мире состоит в умении покориться Творцу, проходя через все испытания. Это высочайший дар Аллаха людям. Если мы по достоинству сумеем оценить свое предназначение, то не будем увлекаться суетными хлопотами этой скоротечной жизни.
Давайте на пути снискания довольства Всевышнего проводить время в намазе, зикре и ду’а, служить членам нашей семьи и старшим. Давайте проводить меньше времени проводить с теми, кто погряз в земном, и начнем помогать словом и делом нуждающимся. Давайте будем внимательны к своим делам в торговле, чтобы не допустить оплошность в повиновении Аллаху. Аминь!
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)