Доход, называемый ашар, как и харадж — это денежные поступления, получаемые с земельного участка. Однако зачастую ашар брался в виде товара с каждого вида продукции в соотношении 1/10. Для лучшего понимания сути этого налога нужно знать о видах земельных участков в Исламе. Они делились на две категории:
1. Земельные участки, находящиеся в чьем-либо владении. Это означало, что у этих наделов есть определенный хозяин и собственник. Подобные земельные участки в свою очередь подразделялись на четыре вида:
— Ашар представлял собой закят с недвижимого имущества мусульман.
— Земельные участки в завоеванной немусульманской стране.
Нет никакой разницы в праве распоряжаться землями каждого из этих двух видов. Собственник может его продать, подарить, отдать в залог, а также завещать его или дарить, использовать в благотворительных целях.
Харадж, получаемый с иноземных земель — это плата за сохранность жизни, имущества, чести и за безопасность владельцев этих территорий. К примеру, доход, который поступает с земель, обложенных налогом ашар, представляет собой закят.
— Земля, разделенная на доли.
— Участок, отведенный под постройку и предназначенный для проживания.
2. Земли, не находящиеся в чьем-либо владении, потому что на них не проживает собственник. Такие участки также разделялись на четыре вида:
— Земля, которая принадлежит стране.
— Земля, покинутая ее владельцем-немусульманином, или же земля, перешедшая во владение государства в результате смерти ее владельца, который не оставил после себя наследника.
— Бесхозная, непригодная для строительства или ведения сельского хозяйства территория, или же требующая приложения больших усилий, но заброшенная земля.
— Охраняемые земли.
Ашар выплачивали мусульмане. По сравнению с хараджем он был гораздо более тяжелым налогом и превышал сумму, которую платили немусульмане. Ашар — это закят с недвижимого имущества. Наряду с этим люди, принявшие Ислам, выплачивали закят и за движимое имущество. Таким образом, мусульмане передавали государству немалые суммы.
Земельные участки, принадлежавшие последователям различных конфессий, передавались мусульманам только в тех случаях, если хозяева этих участков умирали, не оставив после себя потомства, либо бежали в другие страны. Новые владельцы-мусульмане выплачивали с них налог харадж. Ибо в данном случае власти обращали внимание в первую очередь на вид участка, а не на вероисповедание его хозяина.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)