После того, как сахабы оставили все имущество и переселились из Мекки в Медину, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) объявил их братьями для жителей Медины. Между мухаджиром Абдуррахманом бин Ауфом и ансаром Садом бин Раби (радыяллаху анхума) возникла крепкая дружба.
Однажды Сад сказал Абдуррахману: «Я самый зажиточный среди ансаров и потому готов отдать тебе половину своего имущества. Пожалуйста, прими его».
Абдуррахман бин Ауф, будучт полностью довольным своим положением, ответил: «Пусть Аллах сделает имущество и возможности твои чистыми и благословенными. Я не нуждаюсь во всем этом. Ты укажи мне дорогу на рынок, и достаточно».
Так сахаб занялся торговлей. Он весьма преуспел в этом деле, имел хороший доход и вскоре стал одним из благодарных богачей. Как-то раз во время ифтара ему принесли несколько разных блюд, и он с грустью сказал: «Когда Хамза стал шахидом, его тело покрыли накидкой, что надевают пожилые женщины, и в ней похоронили. Мне же Аллах даровал в этой жизни столько благ. Неужели меня ждет возмездие в жизни вечной?!» ― и со слезами на глазах оставил трапезу.
Аскетизм выдающихся мусульман красноречиво говорил об их пребывании в состоянии зухд (отстраненности от мирских удовольствий) и истигна (довольстве тем, что имеешь). Эти два качества означали высшее проявление духовности раба Аллаха. Ведь зухд подразумевал возвышенную любовь и страх перед Аллахом; истигна же являлась вершиной аскетичного бытия любящего сердца.
Истигна ― это качество, присущее благочестивым верующим, которые преодолели незрелость характера и обрели совершенство в познании божественных тайн. Они довольствуются тем, что имеют в своих руках, и не желают большего. В хадисе о них сказано: «Довольство ― это сокровище, не имеющее ни конца, на края» (Дайлами, «Муснад», 4699).
Сердца искренних рабов Всевышнего обретают высокую нравственность и умиротворение, ведь они освобождаются от страха и беспокойства о материальном. Душа постигает свою бесконечность и, таким образом, все суетное теряет притягательность для му’мина. Живущие в этом состоянии аулия обрели духовное совершенство.
Во времена правления праведного Умара ибн аль-Хаттаба (радыяллаху анху) были завоеваны Сирия, Палестина, Египет, а иранские земли перешли во владение мусульманского халифата. Все богатства этих стран стали стекаться в столицу ― лучезарную Медину. Му’мины процветали. Однако повелитель правоверных, отринувший несметные богатства, проводил пятничную проповедь в старой одежде. Благочестивый халиф жил бедно, временами занимая в долг. Он соглашался брать из казны лишь столько, сколько считал необходимым.
Сподвижники не могли смириться с таким положением дел и очень хотели увеличить жалование халифа. Они крайне смущались предложить это Умару (радыяллаху анху) и потому обратились к его дочери, благородной Хафсе, которая была супругой Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
Когда женщина рассказала обо всем отцу, он воскликнул: «Дочка! Помнишь ли ты, что ел и пил Посланник Аллаха, какая одежда у него была? Два моих ближайших друга, Пророк и Абу Бакр, были путниками на одной дороге. Первый из нас достиг места назначения. Другой, следуя по тому же пути, присоединился к первому. Я хочу стать третьим, догнав друзей своих. Если я буду с тяжелой ношей, то боюсь не поспеть за ними!» (Муслим, «Зухд», 36; Шахбандерзаде Ахмад Хилми, «Тарихи Ислам», I, 367).
Халиф Умара (радыяллаху анху) сказал так благодаря высоким порывам своего сердца. Примеры его бесчисленных добродетелей, а также соблюдение и отстаивание прав других людей, приумножение справедливости представляют собой образец воспитанности духа настоящего мусульманина.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)