Говоря о том, как мусульманину следует вести себя во времена кризиса, важно установить, чем, по сути, является кризис в исламском понимании, в частности, как он связан с концепцией божественного предопределения — кадар.
Кризис обозначает один из кардинально важных периодов времени, когда ситуация или условия выглядят нестабильными, хаотическими, грозят внезапными, резкими и опасными переменами. Кризис подразумевает угрозу, когда каждое движение имеет решающее значение и ведет либо к здоровой развязке и дальнейшему прогрессу, либо к катастрофе.
С исламской точки зрения такого положения не существует. Жизнь движется не вслепую, так как все происходит в соответствии с Волей Аллаха. И потому кризис означает обстоятельства, которые внешне складываются не так, как нам бы хотелось, и наше восприятие событий так или иначе оказываются в несоответствии с Его предопределением.
Таким образом, мы, мусульмане, отвергаем действительность внешних кризисов, так как они подразумевают случайную или неуправляемую смену событий, а понимаем под кризисом противоречие между нашими желаниями и Волей Аллаха. В Коране сказано: «Всякая беда поражает лишь по воле Аллаха. Он направит на верный путь сердце того, кто уверовал в Него. И Аллах ведает обо всём сущем» (Сура «ат-Тагабун», 64 / 11).
Всевышний сообщает не только о том, что мы столкнемся с обстоятельствами, которые покажутся нам бедствиями. Он также показывает нам, как к ним относиться: «О, уверовавшие! Обретайте поддержку в терпении и молитве. Воистину, Аллах — с терпеливыми» (Сура «аль-Бакара», 2 / 153).
В другом аяте сказано: «Так терпи же [, Мухаммад], ибо твое терпение — только от Аллаха, не печалься из-за них и не горюй из-за их коварства. Воистину, Аллах — на стороне богобоязненных и тех, кто вершит добрые деяния» (Сура «ан-Нахль», 16 / 127 — 128).
Искренний верующий понимает, что внешний кризис, зачастую выражающийся в резком контрасте между нашими ожиданиями и реальным ходом событий, — это на самом деле указание на благосклонность Аллаха. Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах подвергает испытаниям того, кому Он желает добра» (Бухари).
Воистину, для того, кто приемлет волю Аллаха и терпеливо сносит испытания, внешние кризисы оборачиваются лишь благом. Ведь чем больше кризис, тем больше благо, если верующий воспринимает свое положение в свете имана.
Кризисы дают верующему возможность проявить покорность Аллаху и доказать, на что ты способен, и тем самым заслужить Его вознаграждение. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Бухари; Муслим).
Крепкий иман – это главная опора при любых обстоятельствах. Благодаря этому любые внешние условия в итоге оборачиваются на пользу мусульманину, покорившемуся воле Великого Творца. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому не дано этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).