facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Мусульмане и увлечение шопингом

0

Консьюмеризм – чрезмерное потребительство распространяется в современном обществе как чума. Многие люди превратились в рабов шопинга, их жизнь сконцентрирована вокруг торговых центров, распродаж, новых предложений и акций.

Во времена джахилии арабы поклонялись всевозможным идолам, возвеличивали отцов и праотцов. Коран и ниспослание Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) стали не только противоядием от порочных обычаев, но и руководством по решению любых человеческих проблем.

В наши дни мы переживаем «новую джахилию», когда вместо идолов и праотцов образ жизни нам диктуют знаменитости, когда женщина эксплуатируется рекламой как сексуальный объект, а важнейший ритуал в храме консьюмеризма — торговом центре – это, конечно же, шопинг!

Халяль и харам

Знаю, что многие ждут ответа на любой вопрос в рамках парадигмы халяль/харам. Если вы относитесь к их числу, то вам, возможно, не стоит читать дальше. Вместо этого мы постараемся изучить исламский этикет расходования и отношения к деньгам.

Предупреждение Умара (радыяллаху анху)

Джабир ибн Абдулла рассказывал: «Однажды Умар ибн аль-Хаттаб увидел, как я нес мясо. «Что это, Джабир?» — спросил он. Я ответил: «Мне захотелось мяса, и я купил его».

«Все, что ты ни пожелаешь, ты будешь покупать? Тебя не страшит аят: «В тот день, когда неверных ввергнут в адский огонь, [им скажут]: «Вы исчерпали вашу [долю] в благах в земном мире и насладились ими. Сегодня же воздаянием вам будет позорная кара за то, что вы бесчинствовали и предавались гордыне на земле без всякого на то права»»» (Сура «аль-Ахкаф», 46 / 20).

Не отставать от соседа

Этот принцип жизни широко известен, так как многие люди сравнивать то, что у них есть (дом, машина, одежда и т.д.), с тем, что имеют соседи. Это повышает приоритет демонстративных покупок и трат ради соревнования с ближним независимо от своих реальных потребностей и материальных возможностей.

В эпоху соцсетей и спутникового телевидения «сосед» может и не быть непосредственным соседом. Это может быть любой случайный человек, живущий на другом конце света. Но по определению каждый потребитель недоволен тем, что имеет, и пытается соревноваться с неким собственным условным «соседом» (по своему представлению), и так до бесконечности.

Никто не может утверждать, что зависть изобрел современный капитализм – эта черта присуща человеку со времен творения. Кроме того, желание обладать было заложено в сердце пророка Адама (алейхиссалям) еще при сотворении: «Но шайтан стал нашептывать ему: «О, Адам! Не показать ли тебе древо [с плодами, дарующими] вечность и вечную власть?»» (Сура «Та Ха», 20 / 120).

Однако есть огромная разница между тем, чтобы признавать свои негативные черты и пытаться бороться с ними, и тем, чтобы позволять им контролировать свою жизнь, быть средством самоидентификации, определять взгляд на других людей. Таким образом, принцип «не отставать от соседей» определяет культуру консьюмеризма.

Богач, который «взял одежду взаймы»

В «Сахих Аль-Бухари» приводится интересная история о сахабе Каабе ибн Малике – богатом человеке, который отказался участвовать в походе на Табук. Мусульмане бойкотировали его 50 дней, никому не разрешалось с ним говорить до тех пор, пока не было получено Откровение. После долгого периода отчуждения Кааба от уммы Аллах принял его покаяние: «[Он простил] также тех трех [мужей], которые отстали [в пути во время похода на Табук], так что земля при всей ее протяженности стала тесной для них, а сердца их сжались [от страха], и они подумали, что нет им убежища от [наказания] Аллаха, кроме как у Него. Потом Он простил их, дабы они раскаялись, ибо Аллах — прощающий, милосердный» (Сура «ат-Тауба», 9 / 118).

После этого Пророк (мир ему и благословение) сообщил мусульманам счастливую весть. Сам же Кааб рассказывал: «Утром пятидесятого дня я совершил молитву за одним из наших домов. Мы находились в таком положении, когда земля стала для нас тесной. Несколько раньше я построил себе шалаш над возвышенностью Салаа, и там я услышал громкий крик: «О, Кааб ибн Малик! Радуйся!» Я упал ниц, поняв, что пришло освобождение.

Пророк во время совершения утренней молитвы (на заре) сообщил людям о том, что Аллах нас простил, и тут люди отправились, чтобы сообщить нам эту радостную весть. К моим двум приятелям люди пошли пешком, чтобы сообщить эту весть. А ко мне прискакал человек на коне.

Посланец от рода Аслам брался до горы — а ведь голос быстрее доходит, чем конь. Когда человек сообщил мне эту радостную весть, я снял с себя обе верхние одежды и накинул на него. Клянусь Аллахом, кроме них на мне ничего не было тогда. Потом я взял одежды взаймы и надел их на себя. После этого я отправился к Посланнику Аллаха».

Это весьма поучительная история, в частности, из нее можно почерпнуть одну важную деталь из жизни богатых сподвижников: оказывается, у них не было шкафов, ломившихся от одежды. А ведь общеизвестно, что Кааб был богат, об этом можно прочитать в первой части рассказа, приведенного Бухари.

У первых мусульман было не принято приобретать больше одежды, чем необходимо. Поэтому, если мы хотим достичь чего-то на этом свете и в вечной жизни, нам действительно требуется переформатировать представления о наших потребностях, бюджете, расходах. В Коране сделано наставление: «Не скупись, словно твоя рука прикована к шее, и не будь непомерно щедрым, а не то тебя будут порицать, и будешь ты печалиться» (Сура «аль-Исра», 17 / 29).

Источник: www.musulmanka.ru

Share.