У каждой дружбы есть отличительные особенности, при соблюдении которых она крепнет. Но если взаимоотношения не будут соответствовать нормам нравственности, то нити любви превратятся в узлы вражды. Поэтому даже в разговоре с друзьями следует быть внимательным к словам, ибо они могут резать как нож или стать живительным бальзамом.
Дружба, к которой примешано принуждение и земные интересы, не может считаться истинной. Она подобна нити, прижатой острием ножа, который рано или поздно перережет ее. В подобной дружбе нет пользы ни для этой жизни, ни для будущей. Если любовь охватывает все сущее, она делает верующего совершенным му’мином.
Человек, который сможет преодолеть земные страсти, познает истинную любовь и дружбу. Известна история о дочери падишаха и влюбленном юноше. Он пришел во дворец и рассказал девушке о своих чувствах. Однако та сказала: «Возьми тысячу дирхемов и впредь не говори того, что может принести вред мне и тебе!»
Когда юноша отказался, она предложила: «Если так, возьми две тысячи дирхемов!»
Он опять сказал «нет». Однако постепенно предложение выросло до десяти тысяч дирхемов, и молодой человек дал согласие. В ответ на это дочь падишаха воскликнула: «Ты говоришь, что любишь меня, однако деньги ослепили твои глаза, и ты перестал видеть меня?»
После этого дочь падишаха прогнала юношу прочь. Услышав об этом, один мудрец сказал: «О, люди! Вот что случается с теми, кто выбирает ложные ценности! Что будет в Судный День с теми, которые говорят о своей любви к Всевышнему, однако устремлены к чему-то кроме Него!»
Истинность любви измеряется жертвенностью ради любимого, ведь любящий не задумываясь отдаст жизнь ради другого. Человек, который не познал любви и дружбы, не встал на путь совершенствования и по-прежнему эгоистичен. Причина всего сущего ― любовь. В хадисе-кудси Всевышний сообщает: «Я был скрытой сокровищницей и пожелал, чтобы обо Мне узнали, а затем создал все сущее» (Аджлуни, «Кашфуль-Хафа», II, 132; Бурсави, «Кензи-Махфи»).
Любящие Аллаха и Его Посланника (салляллаху алейхи ва саллям) сердца питают дружеские чувства и к творениям Всевышнего. Души, не чувствующие присутствия сыфатов Всевышнего в природе, слепы. Реки, деревья, горы, цветы, сады нашептывают мелодии дружбы каждому сердцу, которое наполняется вдохновением и трепетом при виде чудесных творений Аллаха. Именно этим душам открываются многие божественные тайны, и они сами обретают любовь.
Эти счастливые люди становятся для уммы источниками материальной и духовной милости и благословения. Малик бин Динар (рахматуллахи алейхи) рассказывал: «Когда к власти пришел Умар бин Абдульазиз, пастухи в горах говорили: «Правителем мусульман назначен праведник, так как животные необычайно спокойны и довольны».
Человек размышляющий должен наблюдать за красотой Вселенной и думать о могуществе ее Создателя. Пусть же Аллах одарит нас способностью глубокого восприятия произведений божественного искусства, благодаря чему наши мысли и чувства приобретут глубину и возвышенность.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)