Чтобы стать истинным му’мином, нужно разбудить в сердце жажду к размышлению и возвышенную любовь. Если человек уделяет внимание только развитию интеллекта, пренебрегая духовным воспитанием, то он сможет хорошо устроиться в жизни земной. Но чтобы стать чутким, тонко чувствующим верующим, нужно смягчить сердце и обрести глубину восприятия. Внешний облик искреннего верующего говорит о его душе «языком состояния».
Если слепой от рождения человек вдруг начнет видеть, он испытает потрясение. Его будет удивлять все: моря, деревья, пролетающие птицы. Он станет в восхищении и благодарности возносить хвалу Аллаху. Однако человек, который мог каждый миг созерцать красоту Вселенной, уже не думает о ней и остается равнодушным. Коран призывает нас оглянуться: «В смене ночи и дня, в уделе (т. е. дожде), который Аллах ниспосылает с неба и оживляет им землю, которая была безжизненной, в смене [направления] ветров, воистину, заключены знамения для тех, кто разумеет» (Сура «аль-Джасия», 45 / 5).
В другом аяте сказано: «Знамением для них служит ночь, которую Мы лишаем дневного света, так что они погружаются во тьму. Солнце плывет к предназначенному для него местопребыванию: таково предписание Великого, Ведающего. Для луны Мы предопределили [разные] состояния, пока она не становится изогнутой, подобно высохшей пальмовой ветви. Солнцу не следует догонять луну, и ночь не опережает день, и каждый из них плывет по небосводу» (Сура «Ясин», 36 / 37 — 40).
Человек обретает гармонию и счастье в обоих мирах в соответствии с уровнем глубины мыслей и чувств. Все пророки, аулия и праведники служили примером постижения мироздания. В природе каждого из нас заложено знание о Едином Творце — марифатуллах, то есть потребность верить и чувство Истины.
Многие беспечные люди, оставшись беззащитными перед жизненными испытаниями, благодаря этому качеству возвращаются к Аллаху. Они взывают к Нему в поисках помощи и поддержки. Но упрямцы, которые бессмысленно взирают на знамения Всевышнего в этом мире, и в будущей жизни. Именно о них сказано в Коране: «Разве, когда они странствовали по земле, их сердца не разумели или же уши не внимали [тому, что происходит вокруг]? Ведь слепы не глаза, а слепы сердца, что в груди» (Сура «аль-Хадж», 22 / 46).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)