Премудрости Священной Книги нужно постигать у благочестивых учителей ― мужчин и женщин, чьи сердца исполнены любовью к Аллаху. Их знания отражаются на слушателях, придавая глубину чувствам и побуждая к размышлению. Однажды Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) спросили, как лучше всего читать Коран. Он ответил: «Лучший стиль чтения Священной Книги у того, в чьем голосе чувствуется страх перед Аллахом» (Дарими, «Фадаиль-аль-Куран», 34).
Чтение Корана, при котором слова аятов лишь вылетают из уст и не затрагивают сердце, не сможет привести к размышлениям над его бесконечными смыслами. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) предостерегал: «Среди вас появятся люди, по сравнению с которыми ваш намаз, пост и другие деяния могут показаться ничтожными. Они будут читать Коран, но прочитанное лишь слегка коснется их губ. И они будут предавать религию со скоростью выпущенной из лука стрелы» (Бухари, «Фадаиль-аль-Куран», 36).
Во время чтения Священной Книги нужно активизировать все чувства, обращаясь к аятам для понимания происходящего и наполняя сердце высокой нравственностью. Ведь Коран призывает му’минов к постоянному размышлению: «[Мы даровали посланникам] ясные знамения и писания, а тебе ниспослали Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано прежним посланникам, — быть может, они одумаются» (Сура «ан-Нахль», 16 / 44).
Аллах призывает мусульман к глубокому размышлению о Вселенной и дарованных нам благах. В Коране рассказано о людях, говорящих на самых разных языках и имеющих разный цвет кожи: «И [ещё] из Его знамений — создание небес и земли, разнообразие ваших языков и цветов [кожи]. Воистину, в этом — знамения для тех, кто обладает знанием» (Сура «ар-Рум», 30 / 22).
Грамматика и словарный запас любого из множества языков, на которых говорит человечество, не возникли в результате работы учёных. Хотя в одних языках глагол ставится в начале предложения, а в других, наоборот, в конце, в одних языках слова обозначаются иероглифами, в других же ― привычными нам буквами. И это дар Всевышнего Творца.
Точно так же созданы различные расы. В этом есть и божественная мудрость, и влияние географических условий. А посему нет наций высших или низших, так как в любой стране есть чистые и дурные люди. Аллах же в первую очередь обращает внимание на богобоязненность: «О, люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас ― наиболее благочестивый. Воистину, Аллах ― знающий, сведущий» (Сура «аль-Худжрат», 49 / 13).