facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Надеть хиджаб и сделать вызов обществу

0

В марте прошлого года молодые люди в студенческих городках в США провели серию демонстраций в поддержку образовательной реформы. Они выступали за отмену чрезмерной платы за обучение, сокращение грантов и стипендий, а также неоплачиваемых стажировок. Во время ланча в Калифорнийском университете я посетила студенческий центр, гудевший как муравейшик, где учащиеся продавали чай за 2 доллара, а на местном радио шел розыгрыш футболок.

Я остановилась возле одного стенда. Группа девушек из мусульманской студенческой ассоциации спокойно разговаривала с проходящими мимо женщинами, раздавая им брошюры и предлагая примерить платок. Я поинтересовалась, что они делают, и они пояснили, что дают возможность всем носить хиджаб в течение 24 часов, чтобы они могли понять ощущения покрытых мусульманок. После этого женщины могут оставить платки себе.

В это время я подумала о своей сестре, которая приняла Ислам, когда училась в университете Висконсина 18 лет назад. Нашей семье потребовалось несколько лет, чтобы принять ее выбор. При этом мы не часто ходили в церковь и не особо соблюдали религиозные предписания, однако ее новую веру мы сочли чем-то вроде предательства. Мы думали, что потеряли ту девочку, которую хорошо знали и любили. Я же все это время пыталась найти способ понять и поддержать сестру.

Она была моим лидером и «белой вороной» в нашей семье, с прекрасными волнистыми волосами и точеной фигурой. Она бегала марафоны, увлекалась всем новым, однако предпочла полностью покрыться и оставить в прошлом все то, чем я восхищалась. Я стремилась быть похожей на сестру, однако она словно начала жизнь с чистого листа. Да и сейчас окружающие спрашивают: «Как она носит хиджаб каждый день и при этом неизменно сохраняет улыбку на лице?»

Я не могу отбросить в сторону тот факт, что моя сестра осмелилась надеть хиджаб, бросив вызов обществу. Достаточно очевидно, что она приспособилась к жизни в новом образе, при этом изменилась сила ее веры во Всевышнего и нравственные ценности. При этом сестра напомнила мне о судьбе нашей матери и бабушки, чья христианская вера была непоколебима даже в самые тяжелые времена. После принятия Ислама она продолжала заботиться о наших чувствах, а мы беспокоились при виде даже малейших перемен.

В тот момент я решила «бросить вызов обществу и надеть хиджаб» в знак любви к ней. Это также означало подписание своебразного договора, что одновременно я буду носить скромную одежду и относиться с уважением к окружающим. Раздающие платки девушки также подчеркнули, что хиджаб для мусульманки – это ее добровольный выбор и покорность Воле Аллаха. Они добавили, что обычай покрывать голову существует и во многих других культурах.

Активистки мусульманской ассоциации не могли не заметить, что я уже далеко не студентка и, возможно, не принадлежу к их целевой аудитории, поэтому они слегка похихикали и удивились моему выбору хиджаба – мягкому, с крупным волнообразным рисунком в сиреневых тонах. Они сделали мое фото, где я улыбалась, и мою голову покрывал платок. Так началось мое путешествие – с невинного любопытства, без тревог о том, что произойдет.

Сначала я пошла в студенческий центр, чтобы покушать, и там с радостью обнаружила большое количество женщин, которые надели хиджаб из полученных на стенде, — сиреневые или бирюзовые. На их лицах читалось ощущение причастности к чему-то доселе неизведанному. Мы улыбались друг другу и махали в знак приветствия с ликованием от увиденного. В очереди за ланчем женщина моего возраста ухмыльнулась. «Это эксперимент», — пояснила я.

Многие девушки в студенческой столовой сияли словно звезды и оглядывались по сторонам. Однако мужчины практически не обращали на нас внимания. Одна женщина подошла ко мне и поинтересовалась, почему многие надели хиджаб, и я объяснила ей причину. Она лишь вздохнула и пожала плечами. Такая реакция была наиболее частой со стороны окружающих. Однако повышенное внимание, признаюсь честно, причиняло некий дискомфорт.

Брошенныйвызов

По пути в здание администрации я зашла к декану, который был отцом двоих дочерей и был известен состраданием. Я сказала ему, что бросила вызов и спросила в шутку, могут ли меня уволить за это. В ответ я увидела его лицо без всякого выражения и шокировавшее молчание. Я задумалась, был ли он серьезен (что неясно), или же он неоднозначно относился к ситуации с мусульманками в США, где ношение платка не считается нормой (возможно, увидев меня с покрытой головой).

В дверях я столкнулась с коллегой, с которой работала над одним проектом в течение двух лет, и она тут же начала дискуссию, заметив платок у меня на голове. Она назвала ошибкой призыв женщин носить хиджаб и вспомнила дебаты относительно никаба во Франции. Она отметила, что страна имеет право строиться на конкретных принципах, и те, кому они не нравятся, могут и не жить там. Я поняла ее точку зрения (и то, что она не понимает миссию хиджаба по защите женщин) и попробовала вступить с ней в дискуссию, однако ее голова оказалась полна стереотипов, и она покинула меня в разочаровании. Я заметила, что мои прежние приятельские и дружеские связи изменились в тот момент, как я надела хиджаб.

В средней школе мы говорили о проблемах мигрантов и даже читали отрывки из Корана, пытаясь понять то, что происходит в Европе, и выбор таких людей, как моя сестра. В то время я считала, что ношение хиджаба – это давление религии на женщин и способ заствить их быть слабее мужчин, что в принципе оказалось неверно.

Мое понимание хиджаба изменилось. Хотя я признаю, что никаб, который, по-видимому, отражает потерю самоидентичности, вызывает у меня чувство дискомфорта, однако в мире есть гораздо более серьезные проблемы. Даже в нашей культуре существуют моменты, демонстрирующие вопиющее неуважение к женщинам, что приводит к страданиям и насилию. Несмотря на это, я всегда считала, что правительство в демократическом обществе просто не может диктовать людям, что носить.

В моем офисе некоторые коллеги-мужчины, которые преподают английский, были обрадованы моим выбором и поддержали меня, сказав, что хиджаб выглядит замечательно и это интересный эксперимент. Они говорили о студентках, которые покрываются согласно исламским предписаниям. Затем я сделала копии брошюры для некоторых коллег, которые просили у меня ее почитать, в том числе и для той встревоженной женщины.

После будоражащих нескольких часов я с неохотой и немного смущенно приняла решение снять хиджаб. К тому же, не все оценили мой энтузиазм. Вдобавок мои ученики должны были выступить с презентациями, и они никогда не видели меня в мусульманской одежде. Я также хотела поговорить со своим студентом из Чили о его семье и самочувствии после произошедшего недавно разрушительного землетрясения.

Я начала думать о том, что привлечение к себе повышенного внимания могло быть воспринято как глупость и непрофессионализм. Кроме того, хиджаб начал соскальзывать с моих тонких волос, поэтому, после нескольких часов внутренней борьбы и попыток удержать его на голове, я просто повязала его как шарф на шею.

Какие я сделала для себя выводы

Однако какое это было приключение! В конце дня я помнила о готовности молодых мусульманок часами стоять на стенде и призывать женщин подойти и надеть этот кусок ткани — попробовать, просто попробовать, как это сделала я.

Моя сестра появилась на свет 21 марта, в день весеннего равноденствия – символического возрождения нашей культуры. Мусульманский платок должен был стать ее подарком на день рождения, которые она не отмечает, однако она позволяет мне делать то, что я хочу. Два дня назад она позвонила мне и удивила, спросив, от какой пищи я отказалась в честь христианского великого поста.

Все, что я могу сказать, что со временем становлюсь свидетелем все сильнее растущего счастья, а не лишений. Сестра согласилась со мной, сказав, что ей всегда нравился пост из-за возможности почувствовать страдания обездоленных, до того как она стала мусульманкой.

Позже я поняла, что во время христианского великого поста я также должна пересмотреть собственную систему ценностей – обязанности и права, желания и исполнение воли другого, то, что я могу или не могу. И да, хиджаб – это кусок материи, однако это не просто ткань. Возможно, я никогда полностью не пойму сути ношения мусульманского платка, однако у меня возможность почувствовать вкус его ношения.

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.