Каждый мусульманин должен знать, что подлинное богатство он может приобрести только совершением добрых дел. Для этого нужно оградить сердце от уловок нафса и не стремиться к стяжательству, сохранять душевную гармонию и не впадать в зависимость от мирских привязанностей. Только так верующий преуспеет в щедрости и самоотверженности.
Аллах подчеркивает, что больше всего человек будет сожалеть именно о не сделанном в земной жизни, и в тот момент его настигнет искреннее раскаяние. В Коране сказано: «Делайте жертвоприношения из того, что Мы вам дали в удел, пока вас не постигнет смерть, и вы не скажете: «Господи! Если бы Ты дал мне отсрочку на короткое время, то я стал бы раздавать милостыню и был бы из праведных» (Сура «аль-Мунафикун», 63 / 10).
Скупость порой не оставляет в сердце места для благотворительности и пожертвований. В момент последнего вздоха человек оставит все накопленное наследникам, унеся с собой счет за несовершенные благие поступки и становясь банкротом в жизни вечной. Каждого из нас спросят о том, как было заработано и куда потрачено имущество. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «В Судный День ни один раб не сдвинется с места, пока не ответит, на что он потратил жизнь свою, как применял свои знания, на что расходовал приобретённые средства, как использовал своё здоровье и достаток» (Тирмизи, «Кыямат», 1).
Мусульмане прошлого наилучшим образом постигли эту истину и заложили традиции вакфов – исламских благотворительных фондов. Они стремились опередить друг друга в благих деяниях и жертвовали средства для удовлетворения нужд всех обделенных. При этом эти люди проявляли исключительную деликатность и старались не задеть чувств нуждающихся.
Например, в некоторых районах Стамбула были установлены камни для садака. Следуя наставлению Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) «давать милостыню так, чтобы левая рука не знала, что делает правая», мусульмане под покровом ночи оставляли деньги на этих камнях. Потом бедняки брали оттуда необходимую сумму, также приходя к этим местам в темное время.
В любом обществе во все времена есть и будут те, кто испытывает нужду. Поэтому Коран служит наставлением для мусульман и в одном из аятов повелевает, что «в имуществе богатых есть доля неимущих» (Сура «аз-Зарият», 51 / 19; сура «аль-Ма’аридж», 70 / 24-25).
Сердца искренних верующих должны стать подобными этим камням и щедро проявлять милость к обездоленным, чтобы они смогли согреться душевной теплотой. Состоятельные люди же в земном поклоне должны благодарить Аллаха, Дарующего удел (Ар-Раззак), за оказанную милость и щедрость. Пусть мерилом наших дел станет хадис: «Наиболее благочестивый среди людей тот, кто больше всех полезен окружающим» (Суюти, «Джами-ус-Сагир», II, 8).
Также в Коране повелевается: «Скажи [, Мухаммад]: «Воистину, мой Господь увеличивает или уменьшает долю тому из Своих рабов, кому пожелает. То, что вы пожертвуете [на подаяние], Он возместит вам, и Он – самый щедрый из тех, кто дарует пропитание» (Сура «ас-Саба», 34 / 39).