facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Первые мусульмане в Рамадан

0

Опрос мусульман по всему миру показал, что большинство верующих соблюдают исламские предписания во время Рамадана. Примерно 93 % опрошенных сказали, что они постятся в течение священного месяца. Пост – это второй из пяти столпов Ислама, после веры в Аллаха и Его Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). В итоге свыше миллиарда мусульман соблюдают пост в Рамадан, однако много ли из них знают, как сахабы проводили священный месяц? Как люди эпохи ниспослания Корана проводили дни и ночи и что менялось для них в это время?

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) назвал три поколения мусульман лучшими. Об этом сказано в достоверном хадисе: «Лучшие люди принадлежат к моему поколению, а также те, кто идут за ними, и их потомки» (Бухари, «Сахих»; Муслим).

Как объяснял имам Навави, к первому поколению принадлежат сподвижники, за ними идут табиины, а после них – атба аль-табиин (Аль-Навави, «Шарх Муслима», 16, стр. 85).

Сказав о том, что эти люди были лучшими, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) продемонстрировал, что умма имела возможность наиболее точного понимания Ислама и выполнения предписаний. Современные мусульмане, если хотят провести Рамадан наилучшим образом, должны знать, каким был священный месяц для первых верующих. Ибо то, что было возможно для первых мусульман, под силу и их последователям.

Вот 5 главных сфер для перемен: чтение Корана, ночные богослужения, раздача садака, способность не переедать во время вечернего ифтара, оберегание языка от запретного.

1)      Чтение Корана

Слово, которое не так часто ассоциируется с Рамаданом, однако должно быть главным, — это не пост, а Коран. Ибо известно, что именно в этот месяц была ниспослана Священная Книга. В это время ангел Джабраил пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) с вестью: «Каждую ночь Рамадана читай Коран» (Бухари, «Сахих»).

Первые мусульмане понимали это повеление как необходимость увеличить время, отведенное на чтение аятов и сур. Например, Аль-Валид бин Абдуль Малик завершал чтение Корана за три дня и делал это 17 раз в течение Рамадана. Другой пример – Аль-Асвад бин Язин мог прочитать целиком Коран за две ночи. Он спал лишь между намазами магриб и иша.

Возможно ли это для современных мусульман? Большинству удается прочитать Коран полностью только раз во время Рамадана, так как многие поглощены работой и заботами о семье. Однако те, кто выработал привычку, могут завершить один джуз за 20 минут, когда на чтение страницы уходит примерно минута. Умножьте 20 на 30 и вы получите 600 минут, что составляет 10 часов. Получается, что мусульмане прошлого уделяли Корану 5 часов ежедневно во время Рамадана. Если сделать перерыв между работой, домашними обязанностями, приемом пищи, то мы можем читать Коран подобно сахабам. У меня есть пример дальней родственницы, которая завершала чтение Священной Книги за два дня. Она занималась детьми, вела хозяйство, однако уделяла каждую свободную минуту Корану.

Можно ли читать Коран быстро? Ибн Муфлих объясняет, что если человек способен правильно произносить аяты и суры, то он сможет быстро читать их. Шейху Абдуль Азизу аль-Тарифи задали вопрос, что лучше – читать Коран медленно и вдумчиво или быстро? Он ответил, что люди с недостаточными знаниями Корана, халяль и харам должны читать медленно. Те же, кто поняли главное послание Корана, могут читать его быстро во время Рамадана.

2)      Ночные богослужения

Аллах более всего любит тех верующих, что выполняют предписанный им обязательный пятикратный намаз. Те, кто совершают их наряду с дополнительными поклонениями таравих и кыям, становятся подобны первым мусульманам. Байхаки отмечал, что Умар бин Хаттаб поручил Убаю бин Кабу и Тамиму аль-Дари возглавлять джамаат во время намаза в месяц Рамадан. Они читали длинную суру, поэтому многим людям требовались усилия, чтобы сохранять бодрость. Они закончили кыям практически во время фаджра.

В «Мувата» имама Малика есть свидетельство, что сын Абу Бакра аль-Сиддика, Абдулла, вспоминал слова отца о том, что нужно закончить кыям и съесть пищу, так как вот-вот начнется фаджр. Эти сообщения доказывают, что первые мусульмане тратили больше времени на кыям, чем на таравих. Ибн Умар молился дома во время Рамадана, а когда люди покинули мечеть, он взял свою одежду, отправился к Мечети Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и находился там до намаза фаджр (Аль-Байхаки, «Китаб аль-Сунан аль-Кубра»).

Можно ли оставаться без сна? Хадисы о первых мусульманах и их ночных богослужениях свидетельствуют, что они сокращали время ночного отдыха в Рамадан. Согласно последним исследованиям, они спали несколько раз в день, что помогало им сохранять бодрость.

3)      Акты милосердия

Ибн Аббас прекрасно описал щедрость Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям): «Он был самым щедрым среди людей. Когда наступал Рамадан, он становился наиболее милосердным из всех живущих и был подобен дуновению ветерка» (Бухари, «Сахих»).

Следуя по стопам наставника, Ибн Умар предпочитал разговляться в окружении бедняков. Его семья просила разделять ифтар с ними, однако он отказывался. Когда наступал Рамадан, Аль-Шихаб аль-Зухри посвящал свое время двум вещам – чтению Корана и заботе о голодных. Другой сахаб, Хаммад, кормил 500 человек во время ифтара.

4)      Избегание переизбытка пищи

Имам Газали советовал просыпаться на молитву кыям и не переедать перед сном. Поэтому первые мусульмане очень скромно кушали во время ифтара. Известно, что Ибрахим бин Абу Айюб в течение Рамадана съел полностью лишь два ужина.

Те, кто ест без разбора в течение года, предпочитает количество пищи качеству. Каждый день в Рамадан вы сможете отведать лучшие блюда, однако ограничьте себя: съешьте всего понемногу. Откусывайте крохотные кусочки и следите за сигналами желудка о насыщении. Если свербящее чувство в животе пропало, то прекращайте трапезу и сохраните оставшуюся пищу для другого раза.

5)      Оберегание языка

Цель поста – не в голодании, она более высокая. Это богослужение призывает нас стать более религиозными, устремленными к Создателю и терпеливыми. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тот, кто не охраняет язык от пустословия, могут не отказываться от пищи и воды, так как Аллах не примет их поклонение» (Бухари, «Сахих»).

Ибн Хаджар аль-Аскалани подчеркивал, что в понятие пустословие он включал также ложь. Ибн Баттал объяснял, что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) не призывал отказываться от поста, а разъяснял, что плохие слова и сплетни нарушают это богослужение.

Выводы

Я молюсь, чтобы наши богослужения всегда принимались Аллахом и мы бы стремились стать похожими на лучшие поколения мусульман. Деяния каждого верующего будут оцениваться в соответствии со способностями. Духовный рост требует времени, и все великие достижения начинаются с небольшого шага. Пусть наши богослужения будут приняты и мы обретем прекрасную нравственность во время благословенного месяца Рамадан.

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.