Мусульмане народности рохинья преимущественно проживают в регионе государства Мьянма, бывшей Бирмы, называемом Аракан. Эти территории также известны как государство Ракхайн, которое оказало значительное политическое и культурное влияние на южную и юго-восточную части Бангладеш с эпохи раннего Средневековья.
Длинный горный хребет отделяет Мьянму от Аракана, который ограничен Бенгальским заливом. Именно в этом регионе группа мусульман жила до 8-го века – до тех пор, когда их предкам из Аравии разрешил поселиться в Южном Аракане король Маха Таин Чандрой (788 — 810).
Араканская область когда-то была отдельным государством, которым управляли араканцы – буддисты-тхеравады. Они находились сначала под подкровительством Бенгальского султаната, а затем – под властью империи Великих Моголов.
В начале 17-го века Аракан переживал расцвет. Столица находилась в городе Мраук У, а страной правил король Санда Тудхамма. Его власть простиралась на тысячи километровь от берега Читтагонга до Сирияма. Затем араканцы расширили территории ведения торговли с Араканского прибрежного района до Читтагонга с помощью португальцев. Государство стремительно разбогатело благодаря торговле, в том числе рабами, которых добывали во времена рейдов в дельту Ганга.
Араканцы-буддисты были прекрасными мореходами и достигли больших успехов в навигации и сражениях на море. К тому же, короли Аракана никогда не оставляли в покое соседей-мусульман из империи Великих Моголов. Они регулярно отправляли морские экспедиции в Бенгалию и грабили попадавшиеся на пути селения.
Аракан стал еще сильнее после набегов на всю дельту Сундарбана — от Калькутты на западе и Муршидабада на севере, а затем захватили приток Трипура. Араканцы завоевали Дакку в 1625 году, захватив немало пленных, в том числе супругу военачальника Великих Моголов, которую они заковали в цепи.
Эти рейды продолжались долгое время, и не было ни одного дома по обе стороны реки от Читтагонга до Дакки, где бы ни побывали араканцы. Прибрежные районы опустели, и, по мнению современных историков, в результате грабежа и похищения людей. С каждым рейдом араканцы и португальцы, называемые фериниги, уводили в плен индуистских и мусульманских мужчин, женщин и детей. Они захватывали их имущество, а затем продавали людей в рабство европейцам за хорошие деньги.
Ответ Аурангзеба
В 1665 году повелитель Великих Моголов Аурангзеб решил принять меры в отношении араканских буддистских и португальских христианских мародеров и приступил к завоеванию Читтагонга. В те времена империя Великих Моголов простиралась от провинции Балх на афганско-узбекско-иранской границе до территории современной Явы.
Шайста-хан, который приходился Аурангзебу дядей по материнской линии, был губернатором Бенгалии с 1664 по 1688 год и авторитетной личностью. Аурангзеб знал, что Араканское королевство значительно увеличило военную мощь в последние годы, и потому приказал Шайста-хану немедленно реорганизовать флот. Они отремонтировали старые корабли и построили новые на верфях Дакки, Джессора и других портов, а также сформировали обученные экипажи. Для ведения морских сражений Аурангзеб пригласил экспертов и назначил их на высшие командные должности, а во главе флотилии поставил адмирала Ибн Хуссейна. В течение года удалось подготовить 300 судов для войны.
Под командованием Ауранзгеба Шайста-хан также предпринял дипломатические усилия, чтобы получить поддержку голландской Ост-Индской компании. В этот период они создали базу в Индонезии, а также привлекли на свою сторону португальцев, которые поддерживали Араканское буддистское королевство войсками и превосходящим вооружением. Наемникам были предложены щедрые условия для отказа, в то время как голландцам сказали о потенциальной потере торговых маршрутов во всей империи Великих Моголов.
Шайста-хан начал военный поход моголов с нападения на остров Сандвип, который находился под контролем Аракана. Мусульмане получили значительное преимущество в результате конфликта между араканцами и португальцами. Чтобы избежать гнева араканского короля, португальцы бежали из Читтагонга со своими семьями, кораблями и артиллерией. Шайста-хан сразу же предложил им защиту и поддержку, и совместными усилиями моголы захватили остров Сандвип в ноябре 1665 года.
В декабре 1665 года Шайста-хан начал масштабную военную операцию против Читтагонга — оплота Араканского королевства. Моголам была необходима база для флота, а Читтагонг можно атаковать одновременно с суши и на море. Остров Сандвип обеспечил идеальное расположение военно-морской базы. Флот состоял из 300 судов Великих Моголов и приблизительно 40 португальских кораблей. Командование было передано Бузургам Уммеду Хану, сыну Шайста-хана, в то время как адмирал Ибн Хуссейн оставался ответственным за военно-морской флот и всю кампанию.
После одновременной атаки на земле и на море моголам удалось захватить территории, которые перешли под управление империи. Голландская Ост-Индская компания отправила два корабля в подкрепление Аурангзебу, однако Шайста-хан одержал победу над Араканом до их прибытия. В результате были освобождены тысячи мусульманских и индуистских крестьян, захваченных в плен араканцами. Новость вызвала неописуемую радость по всей стране, поскольку люди спаслись от грабежей, угнетения и тирании. В этом районе воцарился мир и начали восстанавливаться сельское хозяйство и торговля.
Важно отметить
Подобно мусульманам в современной Мьянме, мусульмане Аракана в 17-м веке подвергались гонениям, их похищали и убивали. Однако в отличие от сегодняшнего дня мусульмане той эпохи имели сильного лидера Аурангзеба и Шайста-хана, который защищал жизнь верующих и сопротивлялся врагам.
Притесняющие мусульман сегодня араканские буддисты во главе с монахом Ашином Виратху стремятся искоренить Ислам в Мьянме. Они – последователи той же ветви буддизма, тхеравады, что и араканцы 17-го века.
Сегодня мусульмане Аракана живут в окружении Бангладеша — четвертой по числу мусульман стране мира, Пакистана — одной из восьми ядерных держав, Индонезии – самого густонаселенного мусульманского государства, и Малайзии. Ни у кого не должен бы вызывать сомнения вопрос помощи беззащитным мусульманам Мьянмы, однако сегодня мы являемся свидетелями бездействия братьев по вере.
Лидеры Запада также сидят сложа руки, а в мусульманской стране процветает тирания. Положение мусульман-рохинья ухудшается с каждым днем. Аурангзеб и Шайста-хан прекрасно понимали слова Аллаха: «Воистину, ваша община [, о люди,] — единая община, Я же — ваш Господь. Так поклоняйтесь же Мне!» (Сура «аль-Анбия», 21 / 92).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Каждый мусульманин — брат другому мусульманину. Он не демонстрирует его ошибки, не оставляет в беде или не презирает его» (Бухари).
Мы молим Аллаха, чтобы Он помог донести до верующих всего мира критичность нынешней ситуации и послать мусульманам-рохинья таких лидеров, как Аурангзеб и Шайста-Хан, которые помогут им противостоять угнетателям. Пусть Он осуществит дуа мусульман Аракана и поможет им освободиться от угнетения и восстановить мир на этих землях.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)