Сеиды – главы казанского духовенства из числа потомков Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Они обладали большой властью в ханстве и были практически самыми влиятельными людьми после хана. Именно сеиды возглавляли наиболее значительные делегации на дипломатических переговорах с Москвой. Поэтому можно предположить, что они фактически выполняли функции руководителей внешнеполитического аппарата Казанского ханства, а иногда возглавляли и военные операции.
Князь Сеид-Асан. Он упомянут в числе ордынской свиты, отправившейся 1 октября 1445 года в Москву вместе с освобожденным из плена великим князем Василием Васильевичем, войско которого было разбито под Суздалем Махмудом и Якубом.
Тевекел-Сеид и Касым-Сеид бежали в Орду ногайского/сибирского хана Ивака после взятия русскими Казани летом 1487 года. Оба упоминаются в русско-ногайской дипломатической переписке в качестве ярых противников великого князя Ивана III.
Бураш-Сеид (Бораш-Сеит, Бурнас – казанский посол в Москве летом 1482, возможно, одно и то же лицо). Первое упоминание о нем – май 1491 года, когда Бураш-Сеид вместе с Абаш-Уланом был послан во главе казанского отряда на Большую Орду по приказу Ивана III. Второй и последний раз его имя встречается в русских летописях под 1507 г. Летом этого года в качестве чрезвычайного посла хана Мухаммед-Амина Бурнаш-Сеид прибыл в Москву, где заключил договор о «мире, братстве и дружбе». Отбыл в Казань 8 сентября 1507 года.
Шах-Хуссейн-Сеид (Шаусейн-сеит). Наиболее заметная фигура из числа казанских сеидов. Впервые упоминается зимой 1511-1512 года в качестве главы казанского посольства, обсуждавшего в Москве вопросы взаимных отношений. Вернулся в Казань с русским послом И.Г. Морозовым. Вновь Шах-Хуссейн-Сеид прибыл в Москву в марте 1512 года, где самолично подписал шертную грамоту от имени Мухаммед-Амина на верность «вечному миру» с русским государством.
И снова Шах-Хуссейн-Сеид в Москве в июне 1516 года – с известием о тяжелой болезни Мухаммед-Амина. Вернулся в Казань со специальным русским посольством, которое привело население Казани к присяге. Обратно приехал в Москву с русскими послами, имея на руках челобитную казанской знати с просьбой прислать Абдул-Латифа в качестве нового казанского хана.
Однако после воцарения в Казани промосковского ставленника Шах-Али в 1519 году Шах-Хуссейн-Сеид подался в Крым. В начале января 1524 года Василий III в грамоте крымскому хану Сеадет-Гирею требует от него выдачи казанского посла «Шаусейн-сеита», который присягал великому князю от имени ханства на верность Шах-Али, в чем изменил.
Последнюю информацию о Шах-Хуссейн-Сеиде мы находим в донесении новгород-северского воеводы, получившего эти сведения из Крыма: «А про Шаусейн Сеитя Миша и Сабак /русские послы в Турции/ сказывают, в Крыме говорят, что ему /Шах-Хуссейн-Сеиду/ в Казань назад не бывать: да слышали, сказывают, слухом, а дополна не ведают, – будто Сеит в Крыме женился».
Усеин-Сеид. Впервые упомянут в грамоте Сеадет-Гирея Василию III в декабре 1526 года. Крымский хан упрекает великого князя, почему, мол, не отпустил Усеин-Сеида в Казань. С грамотой Сафа-Гирея о мире Усеин-Сеид приезжает в Москву 10 марта 1538 года, отпущен в Казань 8 апреля 1538 года. Вновь он приехал в белокаменную 17 августа 1539 года, в Казань поехал 12 сентября 1539 года. По Никоновской летописи Усеин не сеид, а князь.
Беюрган-Сеид (Боиган-сеит, Биюрган сеит, Абеюрган-сети). 17 января 1546 года информировал Ивана IV об изгнании Сафа-Гирея из Казани. В начале июня 1546 года Беюрган-Сеид лично встречал назначенного ханом в Казань Шах-Али в Васильсурске. После возвращения Сафа-Гирея в Казань летом того же года Беюрган-Сеид другие противники Сафа-Гирея бежали в ногайскую орду Юсуфа.
Любопытно, что по данным князя Юсуфа, Сафа-Гирей, овладев Казанью, убил «сейтя» в числе других своих врагов. Летом 1549 года, желая привлечь на свою сторону влиятельных казанских эмигрантов, Иван IV шлет Беюрган-Сеиду и другим беглецам опасные (охранные) грамоты для проезда в Москву. Зная о сложном материальном положении казанцев, живущих у Юсуфа (в Казани их дворы были разграблены Сафа-Гиреем), великий князь шлет Беюрган-Сеиду и другим казанцам свое жалование, сукно.
В декабре 1549 года в Москве узнали о судьбе Беюрган-Сеида. «И Беюгансейтю было в ногаех жити нечем, и он з слугами своими в Бухарскую сторону пошел», – писал ногайский мурза Абдул-Бакши царю Ивану IV.
Мансур-Сеид (Мансырсеит). Прибыл в Казань из Астрахани в конце 1545 года, через несколько дней после приезда бежал из города вместе с Сафа-Гиреем, свергнутым с престола недовольными казанцами. «…Сафа-Гирей царь с сеитем Мансырь сеитем побежал в Астарахан, да у астараханского царя и у царевича силу взяв, пришел Казан облег». Беглецы направились в Астрахань, больше о нем упоминаний нет.
Магмед-Сеид (Мааметсеит). Сын Мансур-Сеида, 14 августа 1551 года встречал Шах-Али на устье реки Казанки. Интересно, что перед решающим штурмом Казани 2 октября 1552 года хан Ядкар приказал «новому сеиту казанскому» «молбы творите». То есть, получается, что этим сеидом был уже не Магмед-Сеид, но это по версии автора «Казанской истории», возможно, функции последнего главы казанского духовенства в этот момент выполнял Кул-Шариф.
Зен-Сеид. В марте 1553 года руководил набегом на Горную сторону, в результате которого был пленен московский воевода Б.И. Салтыков.
Усеин-Сеид. В феврале 1554 года после челобития «дал правду» русским воеводам.
Источник: sntat.ru