Все мыслители в истории человечества стремились найти способы достижения не только материального, но и духовного совершенства. Однако ни одна идеология не достигла совершенного уровня, чтобы её можно было бы сравнить с Исламом — божественной программой обустройства жизни.
Разные люди выдвигали идеи преобразования общества, и зачастую для их реализации требовалось построить жесткую систему насилия и диктата. Это заводило в тупик целые народы.
Ислам же основан на любви и нравственности. Милостивый Создатель даровал эту религию всем людям мира через Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Её предписания соответствуют потребностям человеческой природы. Ислам упорядочивает отношения с Творцом, с другими людьми, с царством живой и неживой природы, гармонизирует обе стороны жизни: духовную и мирскую.
Человек неразрывно связан с Всевышним, но в то же время является членом социума. «Надо проводить время на земле так, словно собираешься жить вечно, и готовиться к вечной жизни, будто собираешься уходить сейчас», — говорил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям).
Мусульмане должны помнить, что Ислам даёт человеку надежду, очищая сердце от всего наносного, делает добрым, щедрым, сострадательным, нравственным, подвигает к тому, чтобы он реализовал себя как ахсану таквим — самое достойное творение Аллаха. В Коране говорится: «Мы сотворили человека в самом прекрасном виде» (Сура «ат-Тин», 95 / 4).
Яркий пример того, как Ислам возрождает человека к чистой, счастливой жизни, можно было наблюдать на Аравийском полуострове в начале ниспослания Откровения, когда эпоха джахилии (невежества) сменялась периодом благоденствия — Аср саадат.
Говоря современным языком, эпоха джахилии была временем разгула терроризма: постоянно велись военные действия, не прекращались убийства, грабежи, разрушения и насилие. Люди были далеки от милосердия и благих помыслов. После ниспослания Ислама всё изменилось. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) завоевал не земли, а сердца. За небольшой промежуток времени ему удалось обеспечить безопасность и мир на Аравийском полуострове и установить справедливость.
Большинство первых мусульман приняли Ислам только потому, что искренне любили Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и верили, что всё сказанное им — правда. Некоторые люди хотели его убить, но отказывались от своих планов и возрождались к новой жизни. Так было и с Умаром (радыяллаху анху), который впоследствии стал вторым праведным халифом.
Ислам сразу после ниспослания взял всех, не деля на верующих и неверующих, под крыло милосердия и справедливости, категорически запретил любые разрушительные действия по отношению к человеку, природе и вещам. Первое государство, построенное на исламских принципах, защищало душевное здоровье личности, семьи и общества. Ислам помогает вернуться к праведной жизни грешникам, ведь основная его цель — спасти человеческую душу.
Человек, живущий по исламским принципам, становится настолько чутким, что остро ощущает боль своих собратьев и всех сотворённых существ. Как-то раз Баязид Бистами отправился в путешествие. Он пообедал под деревом, а затем продолжил свой путь. Когда праведник оказался уже на довольно приличном расстоянии от места стоянки, то обнаружил муравья, который суетился на поверхности его сумки. Он огорчился: «Я разлучил это крохотное создание с его родиной!», — и тут же пустился в обратный путь, чтобы вернуть муравья в привычную среду.
Воспитанные Исламом сердца приобретают способность смотреть на мир через призму Божественной Любви. И задача каждого верующего — приобретать истинные знания. Они должны быть правильно им усвоены, взяты из надёжных источников, соответствовать шариату и Сунне. Мусульманин ответственен перед всем миром за передачу имеющихся у него знаний.
Мусульманин должен наполнять мир душевностью и духовностью, должен быть источником веры и оптимизма. Пусть Всевышний Аллах украсит нашу земную и вечную жизнь благами Ислама. Пусть даст возможность достойно выполнить все обязательства перед Ним и людьми! Аминь.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)