Можно ли раздавать добровольную милостыню (садака), если на мне есть долги? Альфия Магомедалиева, Махачкала
Авторитетный алим мазхаба имама Аш-Шафии, Ибн Хаджар аль-Хайтами, в книге «Тухфат аль-Мухтаж» писал: «Считается более достоверным (аргументированным) запрет давать в качестве милостыни то, в чем человек нуждается для выплаты долга, будь это долг перед Аллахом (закят, кафарат и.т.д.) или же перед другим. Этот запрет действует, если у него нет надежды на своевременную выплату ссуды из другого очевидного дохода, даже если это будет отсроченный долг, потому что исполнение обязательного не оставляют ради желательного».
Также мусульманский ученый отмечал: «Если он полагает, что сможет выплатить долг из другого реального заработка, тогда у него есть право давать милостыню, даже несмотря на то, что пришло время выплаты отсроченной ссуды. А иногда давать милостыню, имея явный доход, предназначенный для выплаты долга, может быть и желательным» («Тухфат аль-Мухтаж», том 1, стр. 181).
Из вышесказанного следует, что для мусульман нет запрета на садака в малом размере, если это богоугодное дело не влияет на возврат долга.
•Давать в качестве милостыни такую сумму, которая повлияет на возмещение долга, запрещено, если у человека нет стабильного заработка, так как выполнение обязательства считается необходимым и приоритетным.
•В том случае, когда у человека имеется реальный источник дохода, как, например, наличие недвижимости, от сдачи которой он получает арендную плату, или работа с хорошим окладом и т.д., то ему разрешается давать милостыню.
Отдел фетв при муфтияте республики Дагестан