Когда Рамадан закончился, я почувствовал, что мое сердце разбито. Многие мусульмане ощущают грусть, когда прощаются со священным месяцем, но обычно она смешивается с предвкушением байрама. Однако в этом году все было совершенно иначе.
Возможно, так случилось потому, что я не достиг того, к чему стремился. Но я также почувствовал, что Рамадан – спутник, к которому я успел привязаться – покинул меня. Отсюда и проистекало чувство одиночества. Когда я шел к мечети на праздничный намаз, то размышлял о накатившей волной меланхолии. Мой друг испытывал те же самые эмоции и сказал: «Я чувствую, что Аллах стал словно чуть дальше от нас».
Такова сущность человеческой натуры, что мы склонны привязываться к непостоянному. К тому, что придет и уйдет, и об этом мы прекрасно знаем. К тому, что означает приближение к Нему, но не Его самого. Так Всевышний напоминает Своим рабам, что лишь Он имеет сыфат Аль-Баки, Вечный. Он останется даже после того, как все исчезнет: «Вечна лишь суть Господа твоего, преславного и достохвального» (Сура «ар-Рахман», 55 / 27).
Имя Всевышнего Аль-Баки и его производные происходят от корня баа-каф-йа, что по-арабски означает «оставаться, продолжаться и быть неизменным». Имам Аль-Газали говорит, что «вечность такова, что Его существование не имеет ни начала, ни конца».
Источник моей печали – привязанность к тому, что не будет длиться вечно, будь то духовные блага Рамадана или другой человек. И мы видим, сколь хорошо Аллах знает Своих рабов. Он рассказывает нам об одном из Своих атрибутов, постоянстве, так как Он – Аль-Баки. Когда все пройдет и живые умрут, Он будет существовать. И нет ничего разбивающего сердца в привязанности к Нему, так как Аллах Вечен. Он напоминает об этом в Коране: «То, что у вас, истощится, а то, что у Аллаха, вечно. А тем, которые терпеливо сносили [лишения], Мы непременно воздадим наградой, превосходящей то, что они содеяли» (Сура «ан-Нахль», 16 / 96).
Это поняли маги во времена пророка Мусы (алейхиссалям). Когда они увидели, что компаньоны пророка превратились в настоящих змей – в отличие от их фокусов – они поклонились ему и произнесли свидетельство истинной веры. Фараон был в ярости и пригрозил сначала долго пытать, а затем распять их, но маги сказали: «[Колдуны] ответили: «Мы не отдадим тебе предпочтения перед явившимися нам ясными знамениями и нашим Творцом. Так выноси же свой приговор! Но ведь ты выносишь приговор только в этой жизни» (Сура «Та Ха», 20 / 73).
Последняя фраза является ключевой. Они сказали, что терпение Аллаха безгранично. Не важно, что Фараон им сделает; в конце концов, он тоже умрет, однако Всевышний будет существовать вечно. Поэтому маги приняли решение совершать свои поступки исключительно ради Него.
Несмотря на то, что Рамадан закончился, наши отношения со Всевышним будут продолжаться. Даже если бы мы потратили впустую весь священный месяц, сыфаты Аллаха от этого нисколько б не изменились. Он по-прежнему Единый и только Он принимает нас, когда мы возвращаемся к Нему с раскаянием. Именно у Аллаха больше милости для человека, чем у его родной матери.
Он – Вечный и потому наставляет Своих рабов: «О, сыны Адама! До тех пор, пока вы взываете ко Мне и совершаете поклонения, Я буду прощать вам все дурные поступки, если вы обещаете не совершать их впредь. О, сыны Адама! Если ваши злодеяния достигнут границ неба, а затем вы раскаетесь, то Я прощу вас. О, сыны Адама! Если вы наполните землю своими заблуждениями, а затем попросить о прощении, то я отпущу ваши грехи» (Тирмизи).
Мы упорно пытаемся сделать временное постоянным. Однако не лучше ли приложить усилия на то, что и без того является неизменным. Освободите свое сердце от печали, горя и разлуки. Заботьтесь о том, кто на самом деле вечен. Аллах говорит нам: «Богатство и сыновья — украшения жизни в этом мире, однако праведные деяния, [плоды которых] вечны, Господь твой оценит выше, и на них лучше возлагать надежды» (Сура «аль-Кахв», 18 / 46).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)