Как все существовавшие ранее мусульманские империи, Османское государство проявляло большую терпимость к иноверцам и признавало все их права. Этот принцип был заложен еще во времена Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Люди, которые исповедовали иную религию, получали защиту мусульман, могли свободно совершать богослужения в рамках своей веры и не могли подвергаться гонениям. Халиф Умар ибн Хаттаб (радыяллаху анху) первым подписал указ, в котором гарантировал всем христианам свободу и безопасность.
Народная система
Первым императором, под властью которого оказалось большое число христиан, стал султан Мехмед II после завоевания Константинополя в 1453 году. Изначально этот город был центром христианского мира, и даже сегодня здесь живут немало христиан. Османская империя стала стремительно расширять свои владения в Европе, поэтому немало немусульман стали подчиняться султану. Например, в 1530-е годы примерно 80% жителей империи не были мусульманами. Чтобы управлять этими территориями, Мехмед II создал новую систему правления, названную народной.
Согласно замыслу падишаха, каждая религиозная группа была организована в «миллет», что в переводе означает «нация», ибо Османская империя рассматривала себя в качестве защитников народов. В составе империи насчитывалось немало миллетов. Например, христиане были одним миллетом, иудеи – совершенно другим.
Каждому миллету позволялось выбирать собственного религиозного лидера. Христиане-ортодоксы самостоятельно решали, кто будет патриархом. Главам миллетов разрешалось управлять собственной религиозной группой в соответствии с предписаниями их веры. Немусульмане не подчинялись законам шариата – исламского права, которые существовали в Османской империи.
Те, кто совершал преступления, получали наказание согласно предписаниям их религии, а не по нормам Ислама или другим законам. Например, если христианин совершал кражу, его судили по законам, прописанным в христианстве для воров. Если на его месте оказывался иудей, то правосудие вершилось по законам Торы. Исламские законы применялись лишь в тех случаях, когда правонарушение совершал мусульманин или дело касалось мусульман. В таком случае судья обращался к общим юридическим системам.
Помимо религиозного права миллеты получили свободу говорить на родном языке, строить собственные учреждения (церкви, школы и т.д.), самостоятельно собирать налоги. Султан контролировал миллеты через их лидеров, и если возникали проблемы, они обсуждались сообща. Теоретически мусульманское население Османской империи также составляло миллет, главой которого был султан.
Наследие
Османская империя просуществовала с 1300 по 1922 год. На протяжении столь долгого времени система миллетов обеспечивала гармонию между религиозными группами. По мере присоединения новых территорий появлялись новые миллеты: армянский, католический, христианский. Каждый свободно исповедовал свою веру.
Однако система миллетов не просуществовала до момента распада империи. В 1800-е годы страна была вынуждена повернуться к либерализму, и на смену прежним законам пришли светские. Новые порядки гарантировали права религиозным меньшинствам, однако фактически ограничивали их свободы. Отсюда возникло напряжение внутри империи и беспорядки во время Первой мировой войны.
Система миллетов была уникальным и созидающим решением для управления многонациональным и мультирелигиозным государством. Права и свободы, предоставленные султанами, были новаторством для тех времен. Пока Европа боролась с национальными преследованиями в 1900-х годах, Османская империя уже получила немалый опыт образования гармоничного и стабильного мультикультурного государства, предоставив гарантии свободы вероисповедания на протяжении нескольких веков.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)