facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Ибн Баттута — пример для тех, кто любит путешествовать

0

Ибн Баттута — знаменитый арабский путешественник и странствующий купец, который объехал все страны исламского мира: от Булгара до Момбасы, от Тимбукту до Китая. Во время девятимесячного пребывания на Мальдивах женился на дочери местного султана. Автор книги «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».

Его полное имя — шейх ибн Мухаммед Абу Абдаллах ибн Ибрахим ибн Баттута ал-Лавати ат-Танджи. Он родился в 1304 году, в марокканском городе Танжер в мусульманской семье. Его отцом был знаменитый в то время шейх Абдаллах ал-Лавати. К концу обучения в медресе 20-летний юноша решил отправиться в Хадж.

Ибн Баттута проделал длинный путь: из Марокко вдоль побережья Северной Африки до Каира. В Дамаске он встретил мудреца, который предсказал ему большое путешествие на восток. Слова старца в скором времени стали сбываться: паломник из Танжера не мог идти прямо в Мекку из-за военных действий между египетскими войсками и восставшими бедуинскими племенами. Ибн Баттута был вынужден пройти через Палестину и Сирию. Но этот окружной путь дал ему возможность посетить святые места, увидеть Купол Скалы в Иерусалиме – третью по значению святыню суннитского Ислама, помолиться в мечети Харам Аль-Шариф.

Ибн Баттута посетил во время своего первого путешествия не только Мекку, но и Медину, где похоронен Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям). Считается, что молитва Аллаху, вознесённая в Медине, стоит тысяч дуа, произнесённых в другом городе.

Во время своих путешествий ибн Баттута общался с купцами, паломниками, мудрецами. Видимо, их рассказы о дальних странах побудили его двигаться дальше. Из Медины он отправился к берегам Тигра и Евфрата, посетил города Персии и Ирака – Багдад, Басру, Исфахан, а потом через Сирию снова пришел в Мекку.

После второго Хаджа ибн Баттута предпринял путешествие в Йемен и Восточную Африку. В 1330 году он переплыл Красное море и прибыл в Аден. Йемен раздирали внутренние конфликты, и только 2 городам — Сане (теперь столица Йемена) и ныне мелкому порту Забиду удавалось сохранять былое величие. Там он нанял арабское судёнышко — дау, направлявшееся в Заилу (Сомали). Потом Ибн Баттута отплыл в Момбасу и Килву, богатые города на восточном побережье Африки, в которых разговаривали на языке суахили. Сильное впечатление на него произвёл чёрный цвет кожи местного населения. Чтобы возвратиться в Мекку, ему пришлось совершить плавание вокруг юга Аравии и выйти в Персидский залив, а затем пересечь Аравийский полуостров.

В священный город Ибн Баттута в третий раз вернулся как к источнику душевных сил. Здесь у него появился замысел нового странствия. Точно неизвестно, куда именно задумывал двинуться путешественник. Одни считают, что его целью были северные страны – «Риджаль аль-Гайб» («Солнца полуночи»). Другие утверждают, что ибн Баттута хотел посетить Золотую Орду, третьи — что он стремился в Индию. В результате ему удалось побывать во всех этих местах.

Это было, пожалуй, самое невероятное путешествие ибн Баттуты. Странствие по Руму (как арабы называли Малую Азию) началось зимой 1332 года. Из Мекки он направился в Турцию, пересёк Черное море и добрался в Крыму до города Кафы (сейчас Феодосия). Далее он прошёл от Черного моря до Каспийского. Путь ибн Баттуты лежал в Золотую Орду, государство, которое в 1312 году приняло Ислам. Добравшись до Астрахани, путешественник направился в Сарай – столицу Золотой Орды и резиденцию хана Узбека. Наверное, именно тогда ибн Баттута впервые увидел снег и лёд. Уроженец Африки по льду замёрзшей Волги достиг столицы Золотой Орды.

Общительность и умение быть интересным собеседником не раз помогали ибн Баттуте в странствиях. Он договорился с местными купцами и из Сарая совершил путешествие в столицу Волжской Булгарии – Великий Булгар (близ современной Казани). Хан Узбек проникся доверием к ибн Баттуте, оценив его образованность, порядочность и способность находить общий язык с разными людьми. Ведь именно ибн Баттута в составе свиты сопровождал на родину одну из жён хана, греческую царевну, которая хотела родить в своем доме в Константинополе. Ему удалось не только посетить Византию, но и побеседовать с императором Андроником III Палеологом и увидеть собор Святой Софии. В столице Византии путешественник пробыл больше месяца. После этого он вернулся на Волгу, в середине ноября прибыл в Новый Сарай (Сарай-Берке).

10 декабря 1334 года Ибн Баттута покинул столицу Золотой Орды, присоединившись к хорезмскому каравану. Через Сарай-Джук он направился в Среднюю Азию. Менялись города и страны – Хива, Самарканд, Хорасан, Туркестан, Афганистан. Ибн Баттута преодолел степи, пустыни и горы, и в 1333 году он благополучно добрался до границы Индии.

В Дели ибн Баттуте был оказан радушный прием. Здесь путешественник прожил восемь лет, занимая при дворе султана Мухаммада ибн Туглака пост судьи. Он жил, окружённый учителями, учениками, изучал языки, обзавелся большой семьёй. Но тяга к странствиям не оставляет его ни на минуту. Султан предлагает ибн Баттуте возглавить посольскую делегацию в Китай, и он принимает это предложение – ведь снова появилась возможность увидеть незнакомые края.

Добраться до Китая оказалось не так-то просто. Судьба словно испытывала ибн Батуту на прочность. Он был ограблен, попал в плен, его суда были разбиты штормом. Но бедствия не останавливают путешественника. Опасаясь гнева султана, ибн Баттута поехал сначала на Мальдивы, где некоторое время служил кади (судьей), а потом на Цейлон. Здесь он совершил восхождение на священную гору Серендиб (Адамов Пик). Это место считается первым, где нога человека ступила на Землю.

Затем, наконец, он направился в Китай. Здесь ибн Батута пробыл недолго и выполнил поручения султана. После чего он совершил обратное неспешное путешествие. Он встречается с друзьями и учениками в Индии, Аравии, Ираке, Иране, Сирии, Палестине. В дороге ибн Баттута узнал, что его отец умер от чумы, которая к тому времени охватила практически все страны Азии, Африки и Европы. Несмотря на эпидемию страшной болезни путешественник в четвёртый раз посетил Мекку и в 1349 году отправился со своей многочисленной семьей в Марокко. В родном Танжере он узнал, что за несколько месяцев до его приезда умерла и его мать.

Пробыв какое-то время на родине, ибн Баттута отправляется в мусульманскую Гранаду – столицу арабских владений в Испании. В 1352 году он совершил своё последнее путешествие: пересек пустыню Сахару и добрался до Западной и Центральной Африки. С 1353 года до конца дней ибн Баттута жил в городе Фес, столице Марокко. Он умер примерно в 1369 (по другим источникам в 1377) и был погребен на родине – в Танжере.

Во время странствий ибн Баттута не вел систематических записей. В последние годы жизни он продиктовал то, что увидел и узнал за свою жизнь, придворному литератору ибн Джузайе, целиком полагаясь на свою память. Он описал всё в мельчайших подробностях. Так, в декабре 1355 года появилась книга-путеводитель странствий ибн Баттуты, равной которой не знало человечество в Средние века. Но долгие столетия этот труд оставался неизвестным для читателей, в том числе и для мусульман. Впервые его сочинение было частично переведено на европейский (латинский) язык в 1818 году. Затем, в 1829 году вышла книга на английском языке под названием «Путешествия Ибн Баттуты, переведенная с арабского с сокращениями». С того времени его знают во всем мире как великого путешественника.

Для истории России имеет наибольшее значение описание Золотой Орды времён хана Узбека. В 1874 году в Петербурге вышло издание этой книги с арабским текстом и французским переводом.

В общей сложности этот человек провел в странствиях 30 лет. Он обошёл весь мусульманский мир и побывал за его пределами, пройдя территорию 44 современных стран от 40-го градуса северной широты до 10-го градуса южной широты. Он проехал Африку, Азию и Европу, плавал в водах трех океанов – Атлантического, Индийского и Тихого. Всего Ибн Баттута преодолел 120 700 км, что не под силу многим исследователям, даже пользующимся современными техническими нововведениями.

Share.