В Коране сказано: «А тому, кто не будет помнить обо Мне, воистину, предстоит [провести] жизнь в тяготах, и Мы воскресим его в День воскресения слепым. [И он] воскликнет: «Господи! Почему ты воскресил меня слепым? Ведь раньше я был зрячим». [Аллах] скажет: «Подобно тому как ты забыл Мои знамения, которые явились перед тобой, ты тоже будешь предан забвению сегодня»» (Сура «Та Ха», 20 / 124—126).
Многие люди привыкли жаловаться на трудности и тяжёлую судьбу. Человек может купаться в деньгах, питаться изысканными яствами, одеваться в эксклюзивную одежду и жить в роскошных апартаментах. Вы думаете, он счастлив? Как правило — нет. У него всегда предостаточно поводов быть несчастным, сетовать на нелёгкую участь, тоску и несовершенство мира. На вопрос: «Как дела?» после традиционного и потерявшегося смысл ответа «хорошо» начинается перечисление неприятностей.
Один сетует на повышение цен, другой — на загрязнённость информационного пространства, бизнесмен — на бандитов, отсутствие крупных дел или «мёртвый сезон», карьерист — на сложные отношения в коллективе, женщины — на мужей, супруги — на жён, а кто-то жалуется на всё и сразу. Конечно, каждое событие может послужить источником для отрицательных эмоций, ведь любую ситуацию можно сделать поводом для скорби и недовольства.
Возможно, в этих стонах есть и доля истины. Но стоит ли воспринимать всё происходящее в столь мрачном свете? Как правило, человек трезвеет от беспричинного ощущения тоски и несчастья после того, как лишается привычного и дорогого. Боль за упущенный позитив грузом сожалений ложится на его плечи. Выясняется: то, чего он лишился, и было тем самым счастьем. Он потратил столько сил на ожидание и достижение, но не заметил его, пропустил!!! В такой ситуации действует очевидный закон: недовольство уделом приводит к материальной и духовной тесноте. Человек настолько замыкается в себе и своих проблемах, что остаётся равнодушным к тем нюансам, о которых обязан помнить.
Недовольство уделом — следствие забвения Всевышнего, слепота по отношению к Тому, Кто заботится, кормит, дарует блага. Недовольный человек не понимает скрытых причин и их следствий. Если духовная незрячесть достигла той степени, когда раб Всевышнего не осознаёт своё предназначение, то имеет ли смысл ожидать полноты жизни и благоденствия?
В Коране сказано: «А тому, кто не будет помнить обо Мне, воистину, предстоит [провести] жизнь в тяготах». В этих строках употребляется арабское слово зикр — поминание Аллаха. Если человек перестанет поминать Всевышнего, прекратит читать Его Послание, то собственными руками осложнит себе жизнь.
О людях, помнящих и поминающих Всевышнего, говорится в Коране: «Тех верующих, которые вершили благие дела — будь они мужчины или женщины, — Мы непременно воскресим, даруем им прекрасную жизнь и воздадим награды лучшие, чем их деяния» (Сура «ан-Нахль», 16 / 97);
«Таково наставление тому, кто верует в Аллаха, в Судный День. Тому, кто боится Аллаха, Он даёт выход [из положения], обеспечивает пропитанием, откуда тот и не ждёт. Для того, кто уповает на Аллаха, достаточно Его [как покровителя]. Воистину, Аллах доводит до конца своё веление. Аллах предопределил меру для каждой вещи» (Сура «ат-Таляк», 65 / 2—3).
Аяты Корана показывают ситуации, в которые могут попасть люди, выполняющие или игнорирующие повеления Всевышнего. Тот, кто хочет счастья, благоденствия, умиротворения и безопасности в обоих мирах, обязан оживить росток искренней веры в душе, вести себя согласно предписаниям Ислама. Однако тот, кто отдалился от Создателя всего сущего, дающего пропитание и различные блага, получит суетную, беспокойную, бедную жизнь.
Странно, когда обстоятельства загоняют человека в угол, он с невиданным упорством увязает в болоте проблем вместо того, чтобы направиться к воротам, которые по-настоящему облегчат жизнь. Трудности ещё дальше уводят таких людей от поминания Всевышнего и выполнения рекомендаций Его Книги. Тогда груз мирского давит так сильно, как описано в одном из хадисов-кудси: «О, сын человеческий, ты посвяти себя служению Мне, и я наполню душу твою богатством и удовлетворю все твои потребности. Но если ты не поступишь так, то руки твои будут постоянно заняты суетным, и Я не удовлетворю твоих нужд» (Тирмизи, «Кыямат», 30; Ибн Маджа, «Зухд», 2).
Жалкое положение в земной жизни — не единственное следствие забвения Аллаха. В аятах говорится о том, что такие люди в Ахирате будут воскрешены слепыми. Если какой-либо орган человеческого тела не активен длительное время, то он приходит в застой и через некоторое время атрофируется. Например, больному после длительного постельного режима первые шаги будут даваться с большим трудом. Чтобы восстановить нормальное функционирование ног, необходимо делать массаж, специальную гимнастику. Так и человек, живший на земле без света веры в сердце, который имел глаза, но остался слеп к Книге Всевышнего, получит по заслугам. Один из аятов гласит: «Кто слеп в этой жизни, слеп и в будущей, и к тому же он более других заблудший» (Сура «аль-Исра», 17 / 72).
Строки Корана, если их внимательно читать и понимать сердцем, являются исцелением от многих заблуждений, пустых фантазий, душевных болезней. В суре «Та Ха» дан полезный рецепт для людей, понявших и закрепивших в сознании слова этого аята.
Автор: Абдуллах Абдуррахманов
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)