Зайнулла Расулев — башкирский религиозный и общественный деятель, мыслитель-философ, теолог и педагог-просветитель. Его полное имя — шейх Зайнулла ар-Расули аш-Шарифи ан-Накшбанди (Зайнулла бин Хабибулла бин Расуль). Он родился 25 марта 1833 года в деревне Авяз (впоследствии – Шарип) Троицкого уезда Оренбургской губернии. Умер 2 февраля 1917 года и похоронен в городе Троицке Челябинской области.
Алим происходил из династии священнослужителей. Поэтому ему была уготована судьба муллы. Дед будущего шейха Расуль-хазрат Мусин закончил медресе башкирской деревни Балышлы. Наверняка был суфием, поскольку его сын Хабибулла прославился в округе не только как мулла, но и как суфий. Хабибулла-хазрат Расулев обучался в своё время в медресе Нургали-ишана, который получил образование и разрешение на воспитание мюридов в Бухаре.
Отец, конечно, хотел видеть Зайнуллу продолжателем своего жизненного пути. Поэтому, когда мальчику исполнилось десять лет, он отдал сына на обучение башкирскому дамулле Мухаммеду аль-Бухари. В 1851 году Зайнулла продолжил образование в Троицке. Среди его учителей был Мухаммад Шах Мирас, имам, которого очень уважали за мастерское декламирование Корана. Очевидно, Расулев стал любимым учеником у основного учителя — Ахмада Халида аль-Минкара, окончившего знаменитое Кокельташское медресе в Бухаре. Вероятно, у него Зайнулла и завершил обучение.
После семи лет учёбы в Троицке Зайнулла Расулев был назначен имамом в деревню Аккужа Верхнеуральского округа, где основал медресе и начал там преподавать. В 1859 году он отправился в деревню Сардаклы близ Челябинска.
10 лет спустя Зайнулла решил совершить Хадж. По дороге он остановился в Стамбуле, чтобы осмотреть достопримечательности великого исламского центра и посетить мусульманских учёных. Так обычно поступали паломники из России и Центральной Азии. Он познакомился с алимом Ахмадом Зияутдином Гюмюшханеви и провёл 40 дней в богословских беседах.
В 1872 году алимы обвинили Расулева в «ереси и извращении Ислама». Шейха вызвали в Уфу, где находилась резиденция муфтия, и подвергли допросу перед специальной комиссией. Зайнулла-ишан дал письменное разъяснение, после чего обвинение было снято.
Однако в дело вмешались царские власти: по пути домой по приказу уфимского губернатора Н. Крыжановского шейх был арестован. Сначала его восемь месяцев содержали в тюрьме города Златоуста, а затем выслали в городок Никольск Вологодской губернии «за распространение нового вероучения среди башкир». Вологда не случайно была выбрана местом ссылки: в этой губернии не было ни одного мусульманина.
О том, какие трудности ему пришлось испытывать в неволе, становится известно из письма жителю города Бугульмы, мулле Габдулгафуру Мулюкову: что до Никольска их этапировали под сильной охраной, они шли пешком пять месяцев, а в городе вынуждены жить в съёмной квартире, заплатив 3 рубля серебром в месяц. Это была по тем временам очень немалая сумма. Ишан также писал, что и без того тяжелые условия жизни осложняло враждебное отношение местных жителей к мусульманам. Но шейх не унывал и свято верил, что Аллах наградит его за все испытания.
Известно, что Зайнулла Расулев во время ссылки в Никольске не прекращал врачевать людей. Для лечения больных он предлагал не только амулеты, но и назначал медицинские препараты, которые отпускал из собственного лечебного диспансера. Зайнулла-ишан пользовался всеобщим уважением за свои «иностранные знания», по-видимому, добываемые самостоятельно из книг. Он даже вылечил тяжелобольную дочь местного начальника полиции.
Впоследствии полицейский надзор был значительно ослаблен. Через три года Расулева перевели в Костромскую губернию, где жило некоторое количество мусульман. А в 1881 году ему наконец-то позволили вернуться в Башкортостан. Через год после освобождения Зайнулла-ишан снова отправился в Хадж и ещё раз навестил шейха Гюмюшханеви.
По возвращении из паломничества Расулев был назначен имамом в новую, пятую по счету соборную мечеть Троицка. Он столь быстро заслужил уважение мусульман города, что название Амурской улицы трансформировалось в «Ма’мурию». Благодаря Зайнулле Расулеву Троицк превратился в основной образовательный центр мусульман Российской империи и стал оплотом распространения Ислама.
Рядом с мечетью Зайнулла-ишан в 1884 году основал медресе, известное во всём мире как «Расулия». Оно завоевало репутацию одного из лучших центров исламского образования. «Расулия» с самого начала была крупнейшим в России центром, куда к шейху Зайнулле стекались десятки тысяч мюридов от Поволжья до Китая. Особенно много было мусульман Оренбургской губернии, Уральской и Тургайской областей (обе ныне в составе Казахстана). Расулев заручился материальной поддержкой богатого казахского купца Алтынсарина, обеспокоенного стремительным распространением среди казахов русского языка и культуры. Он взял на себя большую долю расходов при строительстве медресе.
Успех «Расулии» во многом объяснялся передовыми педагогическими методами. Благодаря замечательной способности шейха Зайнуллы совмещать традиционное и новаторское «Расулия» стала медресе смешанного типа, мостом над пропастью, разделявшей джадидистов и кадимистов. Предметом спора на протяжении столетия был вопрос о том, каким методом — фонетическим или слоговым следует изучать татарский язык. Сторонники первого назвались «джадидистами» («обновленцами»), а сторонники старого метода «кадимистами» («сторонники прежнего»), и в то же время эти два термина обозначали новаторов и консерваторов.
Также в медресе «Расулия» получил блестящее образование сын Зайнуллы-ишана Гадрахман. Он усилил программу обучения на джадидский лад и ввёл новый тогда курс истории Ислама. В «Расулии» изучались следующие предметы: фикх, фараиз, тафсир, хадисоведение, сира, акида и ахляк. Среди светских дисциплин были арабский и русский языки, чистописание, чтение, история, логика, этика, гигиена, география, естествознание, физика, химия, зоология и педагогика. «Расулия» имела 11-летний учебный курс. В 1913 году там работали 13 преподавателей и передавали знания 240 шакирдам. Для сравнения, в знаменитом уфимском медресе «Галия» в то же время обучалось 114 человек.
Современник Зайнуллы Расулева Абдрахман аль-Магази оставил весьма поучительный отчёт о его распорядке дня. Общественная деятельность шейха начиналась в 8 часов утра с визитов его мюридов и других посетителей, которые нуждались в советах, милостыне или практической помощи. Самовар всегда был полон кипятка, чтобы предложить гостям чай.
В 12 часов дня Расулев шёл на уроки и до полуденного намаза посвящал шакирдов в премудрости «Сахих аль-Бухари» (сборник изречений пророка Мухаммада, составленный мусульманским ученым Бухари) и «Тафсир аль-Джалалейн» (комментарий к Корану, написанный мусульманским ученым Суюти). После обеда шейх мог отправиться на какую-нибудь встречу вне медресе, мог вновь принимать визитёров или ходоков, а затем отдыхал до послеполуденной, третьей, молитвы.
Затем Зайнулла-ишан оставался в мечети до вечернего намаза, встречался с мюридами и читал вместе с ними дуа. Во время поста в Рамадан он мог внести некоторые поправки в этот распорядок: проводить занятия не утром, а после обеда, также совершая итикаф в мечети в последние 10 дней священного месяца.
Зайнулла Расулев внёс большой вклад в развитие Ислама в России. Благодаря ему были осуществлены многие культурные инновации в жизни верующих. Огромное количество видных мусульманских деятелей России являлись его мюридами. Зайнулла Расулев приложил большие усилия для развития исламского книгоиздательского дела.
Из шести сыновей шейха самый старший, Габдрахман, сыграл наиболее значимую роль в жизни мусульман России. В 1941 году, после нападения фашистской Германии на Советский Союз, он призвал всех рабов Аллаха с оружием в руках встать на защиту Родины и принять посильное участие в сборе средств в Фонд обороны.
Всемирно известный тюрколог, академик В. В.Бартольд назвал Зайнуллу Расулева «духовным королём своего народа». А профессор Хамид Алгар считал, что он был едва ли не самой главной фигурой духовного возрождения не только башкир, но и татар, казахов и других тюркских народов.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)