Сын человеческий, покидая мир испытаний, входит во врата вечности. Однако туда ведут две двери: одна ― к погибели, другая ― к счастью. Какая из них уготована каждому из нас, мы узнаем в миг последнего вздоха, подводящего итог земного бытия. Поэтому каждую секунду мы должны чувствовать трепет перед последним мгновением, которое способно открыть дверь из бренной жизни в мир вечного благоденствия.
То, как мы на протяжении земного пути поклонялись Аллаху, занимались делами, проявляли благонравие, повлияет на вердикт, выносимый в момент последнего вздоха. И в то же время он разъяснит, какая участь ожидает нас после смерти. Самый первый и отчётливый знак, который подскажет, каким будет наше положение в Ахирате, появится в миг нашего последнего вздоха.
Человек, осознаёт он это или нет, ежедневно и еженощно несчётное количество раз сталкивается с факторами, которые могут привести его к гибели. Поэт Д. Руми указывает на закон земного бытия: «По сути, каждое мгновение есть постепенное умирание частицы души. Каждая секунда ― время исхода духа, и каждый миг ― укорачивание жизни».
Последний вздох подобен идеально ровному, ясному, незамутнённому зеркалу. Каждый человек увидит в нём отражение своей жизни со всеми благими и отвратительными деяниями. В это мгновение взор и слух не затуманит пелена прекословия и беспечности. Напротив, спадут все завесы и рухнут преграды, разум и тело постигнет раскаяние. Поэтому пусть не станет наш последний вздох зеркалом, в котором мы с горьким сожалением увидим нашу жизнь! Пусть это зеркало в виде Священного Корана и Сунны присутствует в череде наших дней, пока мы живы. Ведь истинно счастлив тот, кто смог познать самого себя до завершения земного пути.
Каждый верующий должен стремиться воспитать своё сердце до такой степени зрелости, когда оно находится между между страхом и надеждой. И нужно прожить отведенные дни на земле пробуждённым, обретшим сердечную тонкость, позволяющую сохранить подобное состояние души, в постоянном переживании о возможности совершить последний вздох с иманом.
Истинные му`мины используют мгновения ночи благословенным образом, зная цену зикруллах (поминания Аллаха) и предрассветного времени. Они сливаются в поминании Всевышнего со всем сущим и бодрствуют на исходе ночи, когда вся Вселенная погружается в зикр. Если представить предрассветные часы как модель грядущего дня, то люди, спящие в это время, лишают себя милости и блага подобно тому, как если бы пустыня, море и скалы не захотели бы впитать баракат весеннего дождя.
Мусульмане, которые опасаются впасть в беспечность, всегда пребывают в духовной атмосфере Корана и размышлений. Постигая мудрость Священной Книги, они извлекают урок, что сыфаты Всевышнего Творца имеют в этом мире три совершенных проявления: человек, Коран и Вселенная. Одна из этих трёх сфер, Вселенная, подобна книге, полной удивительных знамений и тайн; обычно молчаливый Коран ― проявление божественной сущности, выраженное действием, это Вселенная, облечённая в слово. Человек же, являющийся поборником знания и рабом Аллаха, находится на пересечении этих двух сфер.
Арифы (обладатели сокровенных знаний), погружённые в атмосферу Корана и тафаккура, знают, что в начале всего ― Книга Всевышнего, а наука следует за ней. Ведь Коран не является изложением знания немощного человека, а вбирает все сведения о мире, которые даровал Аллах. Именно Всевышний наделяет людей разумом и возможностями для совершения новых открытий. Коран и тафаккур подобны небольшому клочку земли и одному семени, которых достаточно для того, чтобы выросло могучее дерево. Мы так же можем размышлять и понимать глубину Истин, сокрытых в Священной книге, только развиваясь, обучаясь и обретая силу в Писании.
Если бы Коран не обладал нескончаемой духовной мудростью и не наставлял на путь служения добру, наша способность осознать Истину уподобилась бы высохшему зерну, не попавшему в почву. И поэтому для нас нет большего блага, чем постигать величие и бесконечность Воли Аллаха, воплощённой в мудрости Корана.
Души, познавшие через размышление высокие истины, среди испытаний этого суетного мира ― обители ошибок и грехов ― очищают свои лица и сердца через тауба и слёзы. Проникнувшись величием этого понимания, му`мины обретают упоение жизни, осознавая принадлежность к самой благословенной умме. Поэтому благочестивый образ жизни и лучшие устремления они украшают призывом к Создателю и добру. Ибо путь бытия в самой благословенной умме лежит через него. В аяте сказано: «Вы — лучшая из общин, созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое [по шариату и разуму], запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха» (Сура «Али Имран», 3 / 110).
Мусульмане, которые искренне посвящают себя осуществлению этой цели, украшают свой духовный мир тонкостью, проникновенностью и благородством Ислама. Они служат примером в призыве к благому и разъясняют Истину людям состоянием своей души, своим словом и поведением.
Ни один человек не защищён от возможности свернуть с прямого пути. Поэтому каждый му’мин должен знать истинную цену дарованной ему жизни. Освободиться от леденящего душу ужаса смерти можно только через праведно прожитые дни. Но тот, кто провёл бренное бытие в беспечности и загубил свою вечную жизнь, никогда не избавится от холодного ужаса и мрака могилы. Поэт Д. Руми сказал: «О, душа, в страхе убегающая от смерти! Если хочешь знать настоящую правду, то ты боишься не кончины, ты себя боишься».
Нужно прожить на земле праведным рабом Аллаха и уйти из суетного мира в том же прекрасном состоянии. Ведь Всевышний хочет, чтобы каждый из нас, взяв урок из примера Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), стал утончённым, вдумчивым, деликатным, чутким му`мином. Только те, кто всей душой предан Всевышнему Творцу, могут удостоиться благоволения Господа: «Как прекрасен сей раб!»
Как-то раз один сахаб обратился к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) за советом и получил такую рекомендацию: «Выстаивай каждый намаз так, будто он последний в твоей жизни! Не говори ничего, за что потом придётся извиняться! И не возлагай надежд на то, что находится в руках у других людей!» (Ибн Маджа, «Зухд», 15; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», V, 412).
Поэтому, помня о неминуемом финале земной жизни и последнем вздохе, верующий должен украсить высокой духовной мудростью Сунны не только поклонение, но и свои поступки, и отношение к людям. Следует и делами, и словами быть полезным ближним, желать братьям по вере того же, что и самому себе. Это чувство постепенно перерастёт в возвышенную любовь к Аллаху и Его Посланнику (салляллаху алейхи ва саллям), и, перелившись через край души, охватывает всё сущее и помогает увидеть мир словно взором Самого Творца.
Му’мин должен обладать скромностью и терпением. В любых жизненных ситуациях ему не пристало терять спокойствия и благоразумия. Нужно помнить о тех тяжёлых испытаниях, которые выпали на долю Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): даже потеря пятерых из шести детей, одного за другим, не поколебала силы его духа; он оставался терпеливым и стойким ради довольства Аллаха и тогда, когда были убиты его дядя Хамза и очень близкий сподвижник Мусаб (радыяллаху анхум).
Тот, кто идёт по пути Истины, должен терпением устранять искушения и несчастья бренной жизни, забвение ― поминанием, неблагодарность ― благодарением, непокорность ― повиновением, скупость ― щедростью, эгоизм ― человеколюбием, сомнение ― уверенностью, притворство ― искренностью и смирением, сопротивление ― покаянием, беспечность ― размышлением, способствуя возвышению духовного уровня.
Сутью воспитания нафса является полная покорность Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), привязанность и повиновение ему. Для этого нужно осознать ответственность его пророческого пути длиною в двадцать три год суметь войти в атмосферу духовности Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Ведь Всевышний ниспослал Коран прямо в его сердце через ангела Джабраиля (алейхиссалям). Поэтому все богослужения, каждое его слово и поступок следует рассматривать как толкование Корана.
Чтобы получить свою долю от высочайшей духовности, от всего земного бытия, обязательно нужно любить Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) намного сильнее самого себя, имущества, собственных детей и всех материальных благ. Это чувство наполнит раба почитанием Всевышнего Творца, ибо любовь к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) ― это любовь к Аллаху, и наоборот. Значит, душа сможет приблизиться к Всевышнему, если достигнет этой степени зрелости.
Всё это ― наилучшая подготовка к завершению длинного земного пути. Подобно тому, как капля, падающая в наполненный до краёв стакан, способствует тому, что проливается вода, наш последний вздох подводит итог всей жизни. Те мусульмане, которые прошли земной путь с любовью ко Всевышнему и Его Посланнику (салляллаху алейхи ва саллям), украсив свой путь праведными делами, встретят последние мгновения жизни в умиротворении, со словами свидетельствования веры в Аллаха и Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) на устах.
Наш последний вздох ― божественная тайна, окружённая тысячами мудростей. Смерть ― самое важное событие, которое непременно произойдёт c каждым из нас в будущем, неразрывно связана с предопределением Всевышнего. Поистине, человек в течение жизни несчётное количество раз встречается лицом к лицу со смертью. Неужели болезни, чрезвычайные происшествия, беды и опасности, которые подстерегают нас каждое мгновение жизни, остаются незамеченными из-за беспечности и слабости? Почему они не указывают на то, сколь тонка завеса между человеком и кончиной?
В течение дня люди несметное число раз оказываются в ситуациях, разъяснённых в аятах Корана, и снова и снова в этом мире Всевышний предоставляет отсрочку и шанс, в которых будет отказано в жизни вечной. Но человек вместо величайшей бдительности, к большому сожалению, предпочитает с равнодушием и в полной беспечности наблюдать, как с календаря его жизни продолжают опадать листки.
Для каждого из нас смерть ― это Конец света. Поэтому мы должны пробудиться от сна до наступления Ахирата, чтобы не попасть в число сожалеющих. Ведь никто не знает, в каком месте и когда ему предстоит встретиться с Азраилем. Нигде во Вселенной нет такого места, где можно было бы укрыться от предопределённого финала жизни. Поэтому человек, не теряя времени, должен выполнять повеление Всевышнего: «Бегите [от обещанного наказания] к [вере] в Аллаха. Воистину, Я явно увещеваю о нём (т. е. о наказании)» (Сура «аз-Зариат», 51 / 50), найдя единственную защиту в божественной милости и получив там приют.
Пусть Милосердный Аллах сделает последний вздох каждого из нас прекрасным завершением земного пути. Пусть последний вздох этой жизни станет первым вздохом вечного счастья! Аминь.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)