Небольшой турецкий город Эдирне недалеко от современной границы с Болгарией в середине XIV века почти на столетие стал столицей Османской империи. В 1437–1447 годах при султане Мураде II рядом с уже существовавшей большой Старой мечетью было построено новое огромное здание, получившее из-за трех площадок для муэдзина на одном из минаретов прозвище Юч Шерефели-джами — «Мечеть трех балконов».
Архитектором Юч Шерефели джами основоположник турецкого искусствознания Дж. Арсевен считал мастера Кемалеттина, позже, в правление Мехмеда II Завоевателя, работавшего в Стамбуле, тем самым «повышая» значение данного памятника. Хроникер Рухи-и Эдирневи указывает в качестве строителя мечети некоего Уста Мюслихеддина. Однако зодчий мечети остается неизвестен.
До того момента османские архитекторы, увлекшись под влиянием византийских построек купольными перекрытиями, не рисковали создавать купола диаметром более 12 метров, а вместительные залы городских мечетей составлялись из одинаковых купольных ячеек. Зодчий мечети Эдирне возвел огромный купол диаметром 24 метра, что превратило его творение в самую грандиозную османскую постройку XV века, ознаменовавшую начало классического этапа турецкой архитектуры.
Выделение в интерьере доминирующего подкупольного пространства потребовало усложнения конструкции здания: купол опирается не на четыре, а на шесть точек, две из которых оказываются шестигранными столбами, стоящими на поперечной оси зала. Эти столбы предопределили появление угловых ячеек, составляющих своеобразные боковые крылья интерьера, а перекрытие этих ячеек куполами создало необычную для исламской архитектуры пятиглавую композицию здания.
Сочетание в плане подкупольного шестиугольника и угловых квадратов привело к образованию между ними треугольных ячеек. Архитектор поставил над ними световые фонари, обеспечив равномерное освещение молитвенного зала и предвосхитив появление залитых светом мечетей «великолепного века».
Новшеством «Мечети трех балконов» стало возвращение в планировку большого двора с фонтаном-шадырваном, свойственного арабским мечетям: до этого османские мечети обходились фасадными портиками. Именно в Эдирне формируется композиция «центрально-купольный зал и окруженный купольными галереями двор», которая позже станет обязательной для всех больших султанских мечетей Стамбула.
По углам двора Юч Шерефели-джами впервые поставлены четыре минарета. Так в XV веке был не только заложен новый стандарт фиксации территории мечети башнями, но и создана пространственная доминанта культового сооружения в городской застройке. Более столетия 67-метровый «трехбалконный» минарет оставался самым высоким в османском зодчестве, и конструкция его трех винтовых лестниц, каждая из которых вела к своему балкону, оставалась уникальной. Лестницы построены из красных и белых кирпичей, образующих эффектный зигзагообразный рисунок.
Здание мечети занимает почти квадратный участок (65 х 67 м) на нивелированной цоколем террасе к западу от дворцового холма. В отличие от мечетей-завие, никаких айванов, табхана (комнат для размещения дервишей) и других дополнительных помещений здесь нет — перед архитектором стояла задача получения единого пространства большой городской мечети, и с этой задачей он справился блестяще. Правда в отличие от других уже существовавших мечетей данная постройка обрастает комплексом зданий, типичных для раннеосманского куллие, — медресе, кораническая школа, имарет (современные их сооружения — результат реставрации после землетрясения 1752 года).