Слова «жизнь», «земля» и «Вселенная» очень близки по смыслу, поэтому при упоминании одного из них на ум приходят и другие. Слово «земля», имеющее также синоним «земной шар», – это наша планета. Слово «Вселенная», или по-арабски «алям», происходит от корня «алм», что означает «знак» или же «знание», поэтому Вселенная обозначает нечто, указывающее на присутствие ее Создателя.
Слово «алям» употребляется при обозначении как одушевлённых, так и неодушевлённых созданий Аллаха, а посему вбирает в себя значения таких слов как «земля», «земной шар» и «мирская жизнь». Слово «алям», или «Вселенная», имеет весьма широкое значение, начиная с мира духовного, включая флору, фауну, интеллект, искусство, материю и чувства, а также нравственные законы.
Слово «алям» очень часто встречается в Священном Коране по отношению как ко всей Вселенной, так и к людям. Так, в аяте слово «алямин» подразумевает весь род людской от пророка Адама (алейхиссалям) и до последнего человека: «Среди людей есть и такие, которые утверждают: «Мы уверовали в Аллаха». Когда же они страдают из-за [преданности] Аллаху, то они людское притеснение равняют с наказанием Аллаха. Если же ты [Мухаммад,] одержишь победу по [Воле] твоего Господа, то они непременно скажут: «Воистину, мы были вместе с вами». Но не Аллаху ли ведомо о том, что в сердцах обитателей миров?» (Сура «аль-Анкабут», 29 / 10).
Это слово в сорока двух случаях фигурирует в Коране в словосочетании «рабб аль-алямин», что означает: «Аллах есть Господь всех миров, всего сущего, живого и мёртвого». Такое же словосочетание довольно часто встречается в хадисах.
Тот факт, что во многих случаях слова «небеса» и «земля» упоминаются в Священном Коране друг за другом, указывает на то, что речь идёт именно о Вселенной: «Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни заступника?» (Сура «аль-Бакара», 2 / 107).
Эти и другие аяты указывают на то, что именно Всевышний Аллах создал небеса и землю, взял на Себя власть над ними и подчинил Своей Воле всех обитателей Вселенной. В Коране сказано: «Семь небес, земля и те, кто обитает там, славят его. Нет ничего, что не славило бы Его хвалой, но вы [, о неверные], не понимаете их славословия. Воистину, Он — кроткий, прощающий» (Сура «аль-Исра» 17 / 44).
Говоря о мирской жизни и о земле, мы видим, что в большинстве случаев оба эти понятия взаимозаменяют или взаимодополняют друг друга. Земная жизнь представляется местом, состоящим из явлений, идей, мыслей и смыслов. Нам следует сторониться суеты бренного мира. Жизнь на земле в Коране названа «ардом», и мусульманам следует изучать, исследовать, восхищаться ею и пользоваться её благами: «Воистину, все, [что есть] на земле, Мы сотворили как украшение для нее, а также для того, чтобы испытать людей [и узнать], кто из них лучше по деяниям» (Сура «аль-Кахф», 18 / 7).
В другом аяте говорится: «Отвечай [, Мухаммад]: «Побродите по земле — и вы увидите, чем кончили грешники» (Сура «ан-Намль», 27 / 69).
О Земле в Коране сказано так: «[Он] — тот, который сделал землю для вас подстилкой и проложил для вас по ней дороги, низвел с неба [дождевую] воду». И Мы взрастили благодаря ей всевозможные растения. Вкушайте [плоды этих растений] и пасите свой скот, ибо во всем этом — знамение для тех, кто обладает разумом» (Сура «Та Ха», 20 / 53-54).
В другом аяте содержится наставление: «Аллах простер землю пред вами ковром, чтобы вы свободно передвигались по ее просторам» (Сура «Нух», 71 / 19-20).
В Коране жизнь на земле названа не самой лучшей, а местом испытания: «Каждый непременно вкусит смерть. И, воистину, в День воскресения вы, будете сполна вознаграждены. Тот, кто будет отрешен от огня и введен в рай, обретет блаженство. А земная жизнь — лишь [преходящая] утеха обольщением» (Сура «Али Имран», 3 / 185).
Другой аят подчеркивает, что истинную ценность имеет только жизнь вечная: «Знайте же, что жизнь мира сего — лишь игра и забава, бахвальство и похвальба между вами, состязание в том, чтобы обрести больше имущества и детей, — [все это] подобно дождю, предвещающему добрый урожай и приводящему в восторг земледельцев, так как он способствует росту [растений]. Но потом [растения] увядают, и ты видишь, как они желтеют и обращаются в труху. А в будущей жизни [неверным] уготовано тяжкое наказание, [верующим] же — и прощение от Аллаха, и благоволение. Ведь жизнь в этом мире — лишь обольщение благами преходящими» (Сура «аль-Хадид», 57 / 20).
В обоих аятах подразумевается мирское, отвращающее человека от устремления к вечному счастью. Здесь не имеется в виду земной шар, то есть ард – наша колыбель, где мы питаемся и развиваемся. Мирская жизнь, которой следует сторониться, – это противоположная вечной жизни суета.
В Коране говорится также об общем между мирской и земной жизнью: «Жизнь в этом мире [с ее расцветом и увяданием] подобна воде, которую Мы изливали с неба и которую затем впитали растения земли, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрылась убором [трав и злаков] и приукрасилась, и ее жители вообразили, что это они властны над ней, [внезапно] ночью или днем исходит Наше повеление, и Нашею Волею уже сжат [урожай], словно его и не было вовсе. Так разъясняем Мы знамения для людей размышляющих» (Сура «Юнус», 10 / 24).
Мирская жизнь прекрасна, когда о ней говорится как о земном бытии. Порицаемой она становится лишь в случае, если мы не проходим испытания и попадаем в ловушку нафса. Ведь в Священном Коране говорится: «Воистину, все, [что есть] на земле, Мы сотворили как украшение для нее, а также для того, чтобы испытать людей [и узнать], кто из них лучше по деяниям» (Сура «аль-Кахф», 18 / 7).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что земля, созданная как место для испытаний, будет свидетельствовать в Судный День о происходившем на ней. Он спросил у сахабов: «Знаете ли вы, о чем станет говорить земля? Она поведает о правах мужчин и женщин, каждого раба Аллаха, и о том, что происходило на ее поверхности». Затем Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) прочитал аят: «В тот день она поведает [человеку] о том, что с нею» (Сура «аз-Зальзаля», 99 / 4).
Великая потеря для мусульманина – променять вечную жизнь на земную. Сказано в Коране: «Тех, на сердца, слух и глаза которых Аллах наложил печать. Они-то и есть пренебрегающие [своим долгом]. Несомненно, что в будущем мире они будут [в числе] потерпевших убыток» (Сура «ан-Нахль», 16 / 107-108).
Верующим не следует отказываться от участия в мирских делах, в земледелии, животноводстве, производстве. Однако при этом следует опасаться неверного использования плодов труда. Ведь жизнью на земле Коран называет физическо-географическое местонахождение, тогда как мирская жизнь – это понятие сугубо религиозное и моральное.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Я буду первым из вас, кто достигнет источника Кяусара. Я стану свидетельствовать о ваших деяниях на пути Истины. И клянусь Аллахом, я и сейчас вижу Кяусар в Раю. Знайте, что сейчас мне даны ключи от сокровищ мира. И я, клянусь Аллахом, не боюсь, что вы после моей смерти впадёте в неверие и многобожие. Но боюсь того, что вы станете соперничать, последуете за страстями и будете препираться друг с другом» (Бухари, «Манакыб», 25).
В Коране подчеркивается, что земля не создана понапрасну: «Не ради забавы создали Мы небеса, землю и то, что между ними. Мы создали их только ради истины, но большинство их (т. е. грешников) не ведают об этом» (Сура «ад-Духан», 44 / 38-39).
В другом аяте сказано: «Он — тот, кто подчинил вам землю. Так странствуйте же по её просторам и вкушайте из дарованного Им удела. К Нему вы возвратитесь [после воскрешения]» (Сура «аль-Мульк», 67 / 15).
Земля создана Милостивым Аллахом пригодной для службы человеку. И оттого она достойна восхищения. Мусульманам следует возделывать ее и украшать, помня о Милости Аллаха: «Он — тот, кто сотворил для вас все, что на земле, затем принялся за небо и придал ему форму семи небес. Ведомо ему все сущее» («Сура «аль-Бакара», 2 / 29).
В Коране сказано: «[Мы послали] к самудянам Салиха — брата их. Он сказал: «О, мой народ! Поклоняйтесь [только] Аллаху: у вас нет иного бога, кроме Него. Он сотворил вас из земли и дал вам на ней жилища. Просите же прощения у Него, затем покайтесь пред Ним. Воистину, мой Господь близок [к людям], Он удовлетворяет просьбы» (Сура «Худ», 11 / 61).
Вместе с тем в Коране говорится и о том, что жизнь мирская – лишь обман и мешает человеку приобрести блага для вечного мира. Поэтому мусульманам следует остерегаться уловок нафса, чтобы обрести счастье в мире вечном: «Жизнь в этом мире — лишь забава и игра. И, воистину, будущий мир и есть вечная жизнь, но они об этом не ведают» (Сура «аль-Анкабут», 29 / 64).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)