Настоящая плодотворная жизнь подразумевает следование пути истины, которая заключена в Коране и Сунне. Благочестивый халиф Умар, подчёркивая необходимость контроля своего поведения в бренном мире, сказал: «До того, как вас призвали к ответу, произведите ревизию своей жизни сами!»
Известно, что человек умирает так же, как и проживает свою жизнь. Вне всякого сомнения, каким он умрёт, таким будет и призван к отчету в Судный День. Праведник Хайсам бин Раби рассказывал: «Я находился рядом с умирающим и попытался внушить ему слова Единобожия. Однако несчастный не слышал меня и призыв обратиться к Аллаху. Он только считал деньги…»
Такова драма жизни, прожитой впустую с точки зрения вечности. Это уход в небытие и бедственное положение, тревога, уныние, удручённость и дезорганизация, вызванные идолопоклонством и погоней за удовлетворением прихотей нафса. Верующим необходимо проживать земную жизнь, наполняя её усердием, стараниями, милосердием, чтобы подготовиться к Ахирату.
Настоящий праздник и отдых для человека настанут после смерти. Ибо только Аллаху известно, сколько времени мы проведем в могилах. Земная жизнь похожа на непродолжительное путешествие, которое завершится в вечном мире. Поэтому мусульманам необходимо помнить о воспитании разума и сердца. А значит и реализовать жизнь наилучшим образом. Имам Шафии (рахматуллахи алейхи) сказал: «Если ты не займёшь себя Аллахом, то пустое и ложное займёт твою жизнь!»
Благочестивый Сади-и Ширази так объясняет нравственное состояние тех, кто не живёт согласно повелениям Корана и Сунны: «Душа человека, пребывающего в распутстве, испытывает отвращение к самой себе».
Праведник Байрам Вели также обращает внимание на нелогичность и бессмысленность прихотей нафса: «Высокомерие, спесивость, надменность и другие мерзкие качества характера подобны камню, привязанному к поясу. С таким грузом нельзя ни плавать, ни летать».
Мусульманин должен своевременно обнаружить свои собственные недостатки и изъяны, а затем работать над их уничтожением. Ведь не бывает прозорливости без познания человеком своих слабостей!
Страсти нафса подобны яду, брызги которого проникли в душу. Каждая капля парализует нашу духовность. Невозможно придти к Аллаху с корыстолюбивой душой или склоняться к образу мышления немусульман. Это состояние со временем губит мумина. Поэтому мы должны облагородить свою жизнь, сделать её значимой, чтобы в итоге получить плоды благочестия в обоих мирах.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)