Пророк (салляллаху алейхи ва салям) часто повторял: «О, Аллах, я надеюсь на Твою Милость! Не оставь меня один на один с моим нафсом даже на мгновение. Даруй мне прощение, исправь меня! Без сомнения, нет бога, кроме Тебя!» (Абу Давуд, «Адаб», 100—101).
Так взывал ко Всевышнему тот, кто любую минуту использовал для служения Ему. Днём и ночью Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) совершал намаз до тех пор, пока не уставали его ноги. Благочестивая Айша (радыяллаху анха) спрашивала, почему он так усердствует в молитве, ведь прощены его прошлые и будущие грехи. Он отвечал: «О, Айша, разве не следует мне быть благодарным рабом?» (Муслим, «Мунафикун», 79).
Верующий обязан быть благодарным рабом Аллаха. Мусульманину необходимо соблюдать все повеления Творца, будь то фард, ваджиб, сунна, харам, халяль, мубах, мустахаб и остальные. До последнего вздоха человек должен следовать законам Всевышнего. В Коране сказано: «Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто совершает сажда. Поклоняйся Господу твоему, пока смерть не явится к тебе» (Сура «аль-Хиджр», 15 / 98—99).
Искренние рабы Аллаха следовали Истине и усердствовали в богослужении. Поэтому основой наших целей и идеалов должно стать намерение использовать отпущенные дни на земле так же, как использовали её познавшие Всевышнего. Представьте, что жизнь — это канва, на которой мы вышиваем узор. Если наполнить её чистотой и добродетелью, то рисунок получится ровным, гармоничным, красивым, глубоким и прекрасным по содержанию. Если же мы в орнамент нашей жизни вплетём хаос, запрещённое и безобразное, то и узор земного бытия станет непривлекательным, размытым, разорванным, а его завершение — тревожным и трагическим.
Каждый человек должен наилучшим образом использовать свою жизнь, внимательно воплощая все повеления Творца. Мы наделены душой, телом, имуществом и сердцем и потому обязаны кормить своё тело разрешённой пищей и использовать его на пути Аллаха, тратить имущество и деньги во имя Всевышнего, а душу украсить нравственными качествами. Если мусульманин будет стараться выполнять эти повеления безупречно, то укрепится в состоянии ахсан-и таквим — в облике прекраснейшего создания Всевышнего. Важно знать и искренне выполнять условия для укрепления в вере:
— Изучать основы Ислама, углубляться в понимание сути вещей и происходящих событий.
— Стремиться приблизиться к духовным качествам Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
— Очищаться от плохих привычек и черт характера, брать в пример праведников эпохи благоденствия — нравственность сподвижников Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
— Коран не просто читать, а изучать, суметь прочувствовать и осмыслить.
— Быть стойким на пути Истины, выполнять обещанное, сдерживать слово и не нарушать клятву.
— Жить, постоянно совершая богослужения.
— Размышлять о смерти.
— Совершать ночные поклонения.
— Находиться в окружении благочестивых людей, жить рядом с праведниками.
— Любить братьев по вере.
— Избегать осуждений и сплетен.
— Правильно использовать заработанное, избегать расточительства и не быть скаредным.
— Помогать нуждающимся, давать садака.
— Стремиться достичь умения быть довольным.
— Быть добрым и щедрым.
— Уважать права других.
— Внимательно относиться к принимаемой пище, следить за тем, чтобы она была разрешённой.
— Быть усердным в повседневных делах, служить людям ради Всевышнего.
Рамадан — великолепная возможность для обретения прекрасных нравственных качеств. В этот период Милость Аллаха проявляется с огромной силой. Весь священный месяц от начала до конца наполнен баракатом и феизом. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «У Рамадана начало — милость, середина — прощение, а завершение, — освобождение от огня ада» (Ибн-и Хузайма, «Сахих», III, 191).
Чтобы воспользоваться благами Рамадана, нужно особое внимание уделить безупречному соблюдению поста, богослужению, совершению намаза в предрассветный час. В это время молитва открывает душе невиданные ранее просторы и горизонты, помогает очиститься от прегрешений. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Простятся грехи прошлого тому, кто, веруя и ожидая от Аллаха саваб, проведёт в пробуждённом состоянии и молитве ночи Рамадана» (Бухари, «Таравих», 46).
Как сообщает благочестивая Айша (радыяллаху анха), в месяц Рамадан Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ещё усерднее и тщательнее совершал поклонения: «Последние десять дней Рамадана он полностью посвящал богослужению, с ещё большим желанием проводил ночи в молитве, будил членов своей семьи, чтобы они тоже совершали намаз» (Бухари, «Фадлю Ляйлатиль-Кадр», 5).
За полтора года до Хиджры намаз стал фардом, это было объявлено во время Мираджа. Повеление совершать намаз было передано Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) напрямую от Аллаха без посредничества Джабраиля (алейхиссалям). О том, как должен совершаться намаз, содержится много наставлений в Коране. Важнейшее условие — выполнять его в состоянии хушу. Если он будет совершён так, как велит Великий Аллах, то намаз спасёт от всего плохого, будет защитой для верующего.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Будьте стойкими на истинном пути, ведь вы не догадываетесь, какое благо таит в себе это качество. И знайте, что самое лучшее из ваших деяний, — это намаз» (Муватта, «Тахарат», 6).
Спустя три с половиной года после того, как намаз стал фардом, на 2-ой год Хиджры пост также становится обязательным. И намаз, и пост — это защита. Поститься — значит воспитывать сердце. Пророк Юсуф (алейхиссалям), будучи распределителем казны, оставался голодным и раздавал пищу нуждающимся, чтобы ещё глубже понять их страдания.
Однажды Абу Умама (радыяллаху анху) просил рекомендаций у Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) о том, как заслужить одобрение Всевышнего. Тот сказал ему: «Я могу посоветовать тебе соблюдение поста, так как ничто не сравнится с ним» (Насаи, «Сыям», 43).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Каждое богоугодное дело имеет свойство увеличиваться. Одно благородное деяние подобно десяти, а возможно его увеличение до семисот раз. Однако один день поста имеет особое значение, ибо Всемогущий Аллах повелел: “Пост является исключением из правил: он соблюдается ради Меня и поэтому Я награжу человека так, как пожелаю. Мой раб ради Меня отказывается от пищи и питья, от желаний плоти”. Постящегося человека ожидают две радости: наступление времени разговения и ощущение близости к Аллаху. Запах, который исходит изо рта постящегося, перед Создателем дороже аромата благовоний» (Муслим, «Сыям», 164).
Пост для мусульманина — великое очищение, изящество и утончение души, оживление и трепет сердца. Да будет благословен Рамадан — месяц великой милости Всевышнего. Это возможность возмещения утраченного, возврата долгов, исправления ошибок и недостатков, шанс для обновления жизни. Пусть Всевышний Аллах поможет нам достойно провести священный месяц и получить благодать из его духовной сокровищницы! Аминь.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)