В Исламе права детей прописаны очень чётко и всесторонне, так как в человеческом обществе именно самые юные его члены больше всего нуждаются в защите и опёке.
Рассмотрим основные.
1. Право ребёнка знать, что он является даром, благословением Всевышнего
В аятах Корана говорится о том, что в период джахилии многобожники ужасно расстраивались при появлении на свет девочки и от негодования их лица чернели.
Ислам изменил сознание людей и показал, что для Всевышнего не имеет значения различие полов, все дети без исключения — Его благословение.
И у мальчиков, и у девочек есть равные права на любовь и заботу родителей. Ребёнок должен знать, что он дан Аллахом лишь на попечение отцу и матери.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) считал своих детей даром Всевышнего и всех любил одинаково. В первую же неделю после появления на свет новорожденного он совершал ритуальное жертвоприношение «Курбан-акика», угощал гостей и советовал сподвижникам делать то же самое.
2. Право на жизнь
Ислам защищает право детей на жизнь и категорически запрещает их убивать. Это повеление продиктовано тем, что люди оставляли в живых только младенцев мужского пола, а новорожденных девочек закапывали в землю, считая позором для своего рода. Современный вариант умерщвления детей не имеет половых различий. Это аборт, который запрещён Исламом. Только если плод несёт угрозу матери, врачи могут разрешить операцию, чтобы спасти ей жизнь. Если нет других веских оснований, то прерывать беременность запрещается. О положении тех, кто в состоянии невежества и гнева убил своих детей, говорится в Коране: «В убытке оказались те, которые убивали своих детей по недомыслию и по невежеству и запрещали то, что давал им Аллах в удел, возводя [при этом] напраслину на Аллаха. Воистину, заблуждаются они и не следуют прямым путём!» (Сура «аль-Ан’ам», 6 / 140). «Не убивайте своих детей, опасаясь бедности. Мы даём пропитание им и вам. Воистину, убивать детей — тяжкий грех» (Сура «аль-Исра», 17 / 31).
3. Право детей на халяльное пропитание
Основа для физического и духовного развития — это пища, чистая во всех отношениях, соответствующая требованиям Ислама по содержанию и качеству, к тому же добытая честным трудом. Каждый отец должен обеспечить своих детей халяльным пропитанием. Об этом говорится в хадисе Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Одно из прав ребёнка состоит в том, что отец обязан приносить в дом только чистую еду».
4. Право ребёнка на молоко матери
Грудное вскармливание очень важно во взаимоотношениях матери и ребёнка. Материнское молоко — идеальная пища в первые два года жизни маленького человека, необходимая для его полноценного и здорового развития. Установлено, что такие дети более сообразительны и психологически уравновешены. В Коране об этом говорится: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребёнок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей. Нельзя причинять вред матери за её ребёнка, а также отцу за его ребёнка. Такие же обязанности возлагаются на наследника отца. Если они пожелают отнять ребенка от груди по взаимному согласию и совету, то не совершат греха. И если вы пожелаете нанять кормилицу для ваших детей, то не совершите греха, если вы заплатите ей на разумных условиях. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах видит то, что вы совершаете» (Сура «аль-Бакара», 2 / 233). В хадисе Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) ещё раз подчеркивается: «Для младенца нет более благой и полезной пищи, чем молоко матери».
5. Право ребёнка на воспитание его матерью и женщинами её рода
Вопросу формирования личности в Исламе уделяется огромное значение, поэтому о воспитании детей девушка и юноша думают ещё до вступления в брак. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал брать в жёны женщину благочестивую, нравственную и богобоязненную. Именно эти качества она должна передать своему ребёнку. Он нуждается в любви и опёке, поэтому знания матери, образ её жизни и мыслей напрямую влияют на формирование его личности. Именно до периода полового созревания у детей должен сложиться чёткий образ матери и женщины. Если мать не может стать примером собственному ребёнку, то необходимо отдать его на воспитание (а не на содержание) кому-либо из её родственниц.
Роль первой воспитательницы обозначается термином «хидана». В Исламе оговорены все качества, которыми должна обладать эта женщина: быть свободной, совершеннолетней, здравомыслящей, обязана хорошо заботиться о ребёнке. Хиданы не должны быть больными, слишком старыми или работающими с утра до вечера: такие женщины не смогут обеспечить хороший уход. Хидане, будь она матерью или родственницей (или той, кто выполняет эту работу профессионально), надлежит не только смотреть за ребёнком, но ещё воспитывать и развивать его. Хидана должна быть надёжной. Родителям или отцу необходимо быть уверенным в том, что жизнь ребёнка в безопасности и он воспитывается в надлежащей культуре и нравственности. Ислам запрещает отдавать на попечение детей той женщине, которая совершает явные грехи.
Желательно, чтобы родственницы матери ухаживали за подрастающим поколением. От чужого человека сложнее ожидать тепла и ласки, заинтересованности, к тому же посторонние вольно или невольно могут выплеснуть на ребёнка негативные эмоции. Но родственные отношения — это совсем другое. Поэтому, по законам Ислама, дети имеют право на такого наставника, который обеспечит им все физические потребности и не будет навязывать свои плохие привычки. Пророк Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) настаивал на том, чтобы воспитание происходило тщательным образом и права ребёнка соблюдались в любых, даже самых незначительных ситуациях.
Как-то раз Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) вместе со своими сподвижниками возвращался из Мекки в Медину после совершения умры. Дочь погибшего Хамзы Умама (радыяллаху анха) побежала следом за Пророком (салляллаху алейхи ва саллям), призывая его: «О, мой дядя, мой дядя!». Благочестивый Али (радыяллаху анху) поднял её на руки и велел своей супруге Фатиме взять к себе эту девочку. В Медине между тремя сподвижниками Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): Али, Заидом и Джафаром (радыяллаху анхум) возник спор о том, кому взять на воспитание Умаму. Али так аргументировал: «Она дочь моего дяди». Джафар возразил: «Она тоже дочь моего дяди и вдобавок ко всему я ещё женат на её тёте». А Заид сказал: «Это ребёнок моего брата, Хамзы». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рассудил так, чтобы девочка осталась там, где её тетя, то есть в семье Джафара: «Тётя является второй матерью» (Бухари, «Мегази», 43; Умра, 3; Муслим, «Джихад», 90).
6. Право ребёнка на красивое имя
Ислам говорит о том, что у ребёнка должно быть благозвучное имя с красивым значением. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) обязал мусульман давать имя новорожденному в течение недели. Подавая пример, он сам нарекал его в первый же день. В хадисе говорится: «Дети имеют право, чтобы их отцы давали им красивые имена и воспитали людьми высокой внутренней культуры и нравственности» (Суюти «аль-Джамиус-сагир», 2, 538, 2489). В другом хадисе сказано: «В Судный день вас будут призывать по вашему имени и по имени вашего отца. Давайте детям красивые имена!» (Абу Давуд, «Адаб», 70).
7. Право ребёнка на cуннат, обрезание
Начиная с Пророка Ибрахима (алейхиссалям) суннат — обрезание — одно из неотъемлемых прав ребёнка. Обрезание можно совершать, начиная с первой недели после рождения до наступления периода полового созревания. Эта необходимость — сунна, которая приближена к фарду — обязательному. Такая операция очень полезна для здоровья.
8. Право ребёнка на игру
Игра очень важна для воспитания и полноценного умственного развития детей. В этом нет сомнений ни у кого из учёных: богословов, психологов, социологов. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) настоятельно советовал своим сподвижникам играть со своими чадами и создавать условия для забав: «Тот, у кого есть дети, пусть вместе с ними превратится в ребёнка». Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сам с удовольствием возился с малышами: носил их на плечах, руках, возил на спине, обливал лица водой, гладил по волосам, называл ласковыми словами. Они любили теребить его волосы, и Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) разрешал это делать. Он позволял своим детям общаться на улице со сверстниками и показывал новые развлечения. Когда проходил по улице, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) приветствовал детей и советовал им играть на земле. Находившийся на его воспитании Анас (радыяллаху анху) с любовью говорил о нём как о самом лучшем наставнике, кто шутил, развлекал и играл с детьми. Имам Газали, говоря о праве ребёнка на забавы, обращал внимание на их важность и творческую составляющую. Если жизнь детей заполнять только уроками и высокими идеалами, это плохо повлияет на их самочувствие. Поэтому Ислам предписывает всегда учитывать необходимость в жизни ребёнка полноценной развивающей и развлекающей игры.
9. Право ребёнка на то, чтобы его не избивали
Даже за проступки ребёнка нельзя покарать так же, как и взрослого. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что не будут записаны совершённые грехи на ребёнка, который не достиг половой зрелости, и на того, кто спит до наступления пробуждения, и на умалишенного, который не обрёл здоровье (Абу-Давуд, «Худуд», 17). Исламские алимы объединились во мнении, что детей нельзя бить до 8 лет. Только в этом возрасте ребёнок уже чётко различает правильное и ошибочное. До того же времени за допущенную им оплошность нужно сделать лишь замечание и обязательно показывать пути исправления, и только если ребёнок будет упорствовать — поругать.
10. Право ребёнка на хорошее воспитание
В Коране об этом говорится: «О вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни. К нему приставлены ангелы — суровые, сильные, которые не отступают от повелений Аллаха и выполняют то, что им велят» (Сура «ат-Тахрим», 66 / 6). Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал, что ни один отец не может оставить для своего ребёнка лучше наследства, чем прекрасное воспитание.
11. Право ребёнка на равенство
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал родителям относиться ко всем детям одинаково. Когда это условие не соблюдалось, это расценивалось как зулюм — несправедливость. Как-то раз сподвижник Нуман бин-Башир (радыяллаху анху) решил оставить наследство только одному своему ребёнку. Он попросил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) засвидетельствовать факт передачи имущества. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) отказался: «Все твои дети имеют равные права, возьми своё решение и эту бумагу обратно и не бери меня в свидетели, потому что я не хочу быть очевидцем бесправия и притеснения. Я могу засвидетельствовать лишь то, что соответствует предписаниям Корана и истине» (Абу Давуд, «Сунна», «Иджарат», 47; Муслим, «Хибат», 10, 14, 19). Алимы, которые рассматривали вопросы исламского воспитания, также указывали на обязанность родителей быть справедливыми во всём. Подарки, количество поцелуев, забота, внимание должны распределяться между детьми поровну.
12. Право детей на получение необходимых знаний
Отец как глава семьи обязан обеспечить своему ребёнку такие знания по основам Ислама, которые могут защитить его веру и дают возможность выполнять все установления религии. Если мужчина проводит много времени вне дома и не имеет возможности учить сам, то обязан отдать ребёнка на воспитание к знающему и надёжному наставнику. Это предписание Ислама важно для родителей, которые заботятся о счастье своих детей как в земной, так и в будущей жизни. В Коране записано: «Вели членам своей семьи совершать намаз и будь терпелив при его [совершении]. Мы не требуем от тебя удела, Мы сами наделим тебя уделом, а [добрый] за богобоязненностью» (Сура «Та Ха», 20 / 132). В хадисе говорится: «Ребёнок имеет право на то, чтобы до наступления половой зрелости его обучили совершению намаза. Ребёнок имеет право требовать от отца, чтобы его научили писать и читать, плавать, уметь ездить на коне и питаться только чистой пищей».
13. Право ребёнка на помощь в создании семьи
Как сообщает Абу Хурайра (радыяллаху анху), Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) заявлял: «Ребёнок имеет право, чтобы отец поженил его после наступления половой зрелости». В другом хадисе говорится о том, что если молодой человек отсрочил женитьбу и потому ступил на путь греха, то вместе с ним ответственность за это несёт и отец: «Если у кого-то родится ребёнок, пусть даст ему красивое имя и красивую нравственность. Когда наступит время, пусть он его женит. Если человек, достигший совершеннолетия, имеющий расположение к женитьбе, по каким-то причинам не смог это сделать или не хочет вступать в брак, то, если он совершит хотя бы один грех, этот грех будет записан и на его отца».
Молитвы родителей за своих чад ценны и принимаемы, они подобны молитвам Пророков за свою умму. Пусть Всевышний дарует огромную милость тому отцу, который воспитанием помог ребёнку стать хорошим и благодарным сыном. Пусть Всевышний Аллах даст всем родителям возможность достичь самых высоких уровней Рая и познать самые счастливые минуты жизни на земле. Проявляй к своим детям любовь и заботу и получай такую же заботу и любовь от них. Аминь!