Наилучшим примером прощения среди мусульман стала история пророка Юсуфа (алейхиссалям). Своим братьям, которые поступили с ним жестоко и несправедливо, он сказал: «Теперь я уже не укоряю вас. Да простит вас Аллах, ибо Он — милосерднейший из милосердных» (Сура «Юсуф», 12 / 92).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самый совершенный му`мин с точки зрения веры — тот, кто обладает прекрасной нравственностью» (Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 250).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) заострил внимание на том, что добропорядочность и высокий духовный облик мусульманина становится результатом искренней веры, признаком её зрелости и совершенства. Благочестивые му`мины являются примерами окружающим людям и демонстрируют морально-этические нормы Ислама.
Праведники подчеркивали: «Духовное совершенствование – это усвоение добрых нравов и избавление от дурных привычек». Следовательно, каждый, кто желает стать достойным рабом Аллаха, должен постоянно призывать себя к ответу и контролировать поведение.
Если человеку присущи негативные качества характера, он должен покаяться и сделать намерение постепенно избавиться от них. Затем мусульманин должен поставить цель обрести добрый нрав и прекрасную духовность. К примеру, если в нём возобладали гордыня, высокомерие и надменность, он должен, избавившись от негативных качеств характера, стать кротким, скромным и смиренным рабом божьим.
Если человек охвачен ненавистью, враждой, злопамятством, завистью, если в его сердце есть чувство превосходства над братьями, он должен в первую очередь заняться исправлением собственных, а не чужих недостатков. Он должен подумать о том, что му`мин для другого му`мина является зеркалом, его отражением. Если человек взглянет на него со злостью, то увидит в нём дурные качества, если взглянет по-доброму, то увидит прекрасные черты.