Хадж является пятым столпом Ислама. Во время паломничества, которое проходит в начале месяца Зуль-Хиджа, мусульмане посещают Мекку, Медину и их окрестности с намерением поклонения Аллаху.
В Коране сказано: «Воистину, первый дом, который был воздвигнут, чтобы люди [предавались богослужению], — это тот, который в Бакке. Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров. В том Доме — ясные знамения для людей. Это — место стояния Ибрахима. Тот, кто войдет в этот Дом, будет в безопасности. Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хаддж к Дому. А если кто-либо не верует [и не совершает хаджа], то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров» (Сура «Али Имран», 3 / 96 — 97).
О достоинстве совершения намаза в трех главных святынях Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Чтение намаза в мечети Аль-Харам подобно 100 тысячам богослужений в обычной мечети. Чтение намаза в моей мечети в Медине равно тысяче поклонений. А чтение намаза в Бейтуль-Макдис (мечети Аль-Акса) приравнивается к 500 намазам» (Аскалани, «Булюгуль-Марам», II, 574; Ибн Маджа, «Икама», 195, №1406).
Выполнение ритуалов Хаджа было вменено мусульманам в обязанность в 9 году Хиджры. Паломничество — это поклонение Аллаху, совершаемое телом и имуществом. При наличии всех условий мусульманину необходимо отправиться в Хадж хотя бы раз в жизни.
Облачение в ихрам уравнивает между собой богатых и бедных. Сбор множества верующих на священной земле Мекки напоминает о Махшаре, где воскрешенные Аллахом люди соберутся и будут держать перед Ним ответ за все деяния.
Совершение Хаджа увеличивает знания и расширяет кругозор. Человек приобретает умение противостоять трудностям, уменьшается его зависимость от материального, крепнет чувство любви и милосердия к бедным и неимущим, упрочивается исламское единство и братство.
Посещение мест, где родился Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) и началось распространение Ислама, вызывает духовный трепет, усиливает религиозные чувства. Верующий проявляет смирение и богобоязненность, получая за каждое богослужение достойное вознаграждение. Тому, кто ради Аллаха выполняет ритуалы Хаджа и воздерживается от причинения людям вреда, Всевышний простит многие грехи, кроме многобожия и ущемления прав других.
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто совершит Хадж ради Аллаха и воздержится от плохих слов и отношений, вернется чистым от грехов словно новорожденный» (Бухари, «Хадж», 4; Муслим, «Хадж», 438).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)