Человек видит разницу между добром и злом, истиной и заблуждениями, плохим и хорошим благодаря живым примерам. Мусульмане, искренне живущие по предписаниям Корана и Сунны, становятся источником знаний и благородства. Когда человек оказывается в окружении благочестивых людей, он перенимает их душевную чистоту, силу веры и стойкость.
Праведники обладают прекрасной нравственностью. Они не только знают положения Ислама, но и воплощают их в жизнь при любых обстоятельствах. Праведники обладают прекрасным терпением, которое даёт им возможность не терять стойкость при сильных ударах судьбы. Они передают из поколения в поколение нормы духовности, которые разъяснил Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям).
Праведники достойно отражают нападки невежд и притеснителей, необразованных и грубых людей. Истинные мусульмане знают, что трудности укрепляют веру. Они образуют духовный стержень общества, в котором живут, так как берут пример с Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
В Коране говорится: «Не следуй за неверными и мунафиками, забудь об их обидах и полагайся на Аллаха, ибо только Аллах и есть тот, на кого следует полагаться» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 48).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) во всём доверял своему Творцу. В Священных Писаниях было отмечено, что терпение к людям и терпимость к их поступкам, невосприимчивость к обидам являются признаками пророков.
Иудейский учёный Зайд бин Сана, наблюдая за Мухаммадом из племени курайш, увидел в нём эти качества, но чтобы ещё раз удостовериться в этом, однажды решился на неожиданный поступок. Он думал: «Может ли человек, который называет себя пророком, прощать тех, кто проявит по отношению к нему грубость и причинит боль?»
Он пришёл к Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) и стал вести себя очень грубо: оскорблял, бесновался. Но тот не терял терпения, не отвечал, не спорил, а достойно переждал, когда возмущённый остановится, дал ему добрый совет и наставление. Увидев особенности Пророка, Зайд со спокойным сердцем принял Ислам (Хаким, 3, 700 / 6547).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), проповедуя Ислам, подвергался грубому обращению язычников, которые ещё не осознали суть Единобожия. К примеру, бедуин, пришедший из пустыни, мог обратиться к этому великому человеку так, словно окликал животное. Однако Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не выказывал возмущения, а лишь мягко отвечал: «Я вас слушаю, что вы хотели сказать?»
Каким бы ни было поведение собеседника, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не выходил из состояния глубокого понимания сути происходящего и доброжелательного отношения ко всем творениям Всевышнего (Муслим, «Нузур», 8; Абу Давуд, «Аймаан», 21 / 3316; Тирмизи, «Зухд», 50; Ахмад, 4, 239).
Бедуины не обладали элементарными навыками поведения в обществе. Например, у них не было понятия туалета, они жили в пустыне и выходили за пределы своего жилища, чтобы справить естественные нужды. Однажды произошёл конфуз: бедуин пришел узнать об Исламе, чуть-чуть отойдя от толпы, прямо в Запретной мечети справил малую нужду. Сподвижники были возмущены и осыпали бедуина ругательствами. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Оставьте его, принесите воды и вылейте на это место. Вы посланы к людям не для того, чтобы осложнять их жизнь, а для того, чтобы её облегчить» (Бухари, «Вуду», 58, «Адаб», 80).
Эта фраза Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) содержала огромную любовь к людям. После его слов невежда-бедуин всем сердцем принял Ислам, а у сподвижников укрепилась вера и понимание того, что религия — это не просто знания, а мягкость сердца и забота о ближнем, понимание, умение прощать и просить прощения, а также подсказать другому пути исправления ошибок.
В Коране говорится: «По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [, Мухаммад,] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси Для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах. Когда ты решился на что-либо, уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих» (Сура «Али Имран», 3 / 159).
Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) вместе с сахабами сидел на коленях во время трапезы. Увидев его коленопреклонённым в кругу учеников, бедуин стал надсмехаться, не понимая, как лидер государства может быть на равных со своими подданными. Кочевник грубо сказал: «Что это за странная манера сидеть!».
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) пояснил, что никогда не будет вести себя как человек, побеждённый гордыней или высокомерием: «Всевышний создал меня рабом, знающим честь и скромность, и сделал из меня раба, послушного и скромного, а не грубияна и упрямца» (Абу Давуд, «Атима», 17 / 3773).
Благочестивый Аббас (радыяллаху анху) сильно переживал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) постоянно терпел унижения, и поэтому очень хотел, чтобы он, как и все лидеры общества, сделал себе особенное место или трон. Но Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был настойчив: «Нет, я находиться среди них, пока Всевышний не заберёт меня к себе, и пусть они рвут на мне одежды, досаждают пылью, которую поднимают вокруг меня [создают различные сложности и чинят препоны], я должен остаться с ними» (Ибн Сад, 2, 193; Хайсами, 9, 21).
Он предупреждал верующих: «Му’мин, находящийся среди людей и переживающий сложности, принимающий весь исходящий от них негатив, намного благостнее того мусульманина, который отдалился от общества и не может терпеть учиняемые невеждами страдания» (Тирмизи, «Кыямат», 55 / 2057).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) любил своих сподвижников и всю умму, и это чувство помогало ему выдержать все сложности. Он нёс людям знания об истинной вере, указывал пути спасения, и это огромное желание не давало ему повода жаловаться. Он постоянно обращался к Аллаху со словами: «Моя умма, моя умма! Помоги ей».
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) готов был выдержать все испытания. Таким же образом ведут себя и праведники — верующие, следующие по его пути. Они не вовлекаются в споры, их не оскорбляет грубость, не выводят из себя ошибки и недостатки людей, но они готовы пожертвовать своим временем и даже жизнью, чтобы помочь им исправиться. Это и является проявлением их знания, просвещённости души и человечности.
Праведник Ибрахим из Эрзурума говорил: «Му`мины во время бед и несчастий проявляют довольство. Когда против них применяют силу, они отвечают терпением, а когда их пытаются унизить, они не теряют своего обладания и благородства».
В Коране говорится: «Не равны добро и зло. Отринь [зло] тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет таким, как твой близкий Друг» (Сура «аль-Фуссилят», 41 / 34).
Ибн Аббас (радыяллаху анху) пояснял: «В этом аяте подчеркивается, что лучше проявить терпение в момент гнева и простить негативное отношение окружающих. Когда люди научатся вести себя подобным образом, Всевышний защитит их, враги подчинятся им, а может быть, и станут искренними друзьями.
Сила благородного терпения велика. Анас бин Малик (радыяллаху анху) говорил: «Когда на утонченного и предупредительного человека кто-либо обрушится с негодованием и обвинениями, он ответит: «Если ты говоришь правду, то пусть Аллах простит меня, если же я говорю правду, то пусть Аллах простит тебя».
В Коране сказано: Рабы Милостивого — это те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, говорят: «Мир!» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 63).
Искренние мусульмане не вступают в спор с невеждами, не вовлекаются в бессмысленные дискуссии, потому что тогда грубые и необразованные люди будут сильнее упорствовать и могут принести ещё больше вреда.
Благочестивый Али (радыяллаху анху) наставлял единомышленников: «Тому человеку, который оскорбляет тебя и произносит унизительное слово, ни в коем случае не вздумай отвечать, потому что тот, кто произнёс одно бранное слово, наверняка имеет наготове множество подобных. Ни в коем случае не шути над невеждой и не иронизируй над дураком. У него может быть ядовитый язык, и он поранит твою душу».
Поэт Д. Руми писал: «С невеждами будь молчалив, как книга. Человек прекрасного нрава не воспринимает сплетни, глух к плохому и слеп ко всему недостойному, что происходит».
Зачастую благородное терпение праведника наставляет грубых людей на путь исправления. Но если те, кто совершил насилие, не испытывают раскаяния, то они почувствуют на себе возмездие Всевышнего. Он всегда на стороне притесняемых и может очень жестоко наказать. Праведники беспокоятся даже за притеснителей, положение которых перед Аллахом очень-очень непростое.
Совершенные му’мины воспринимают сложности как испытание, ниспосланное Всевышним, проявляют благородное терпение, не теряют самообладания, но при этом выказывают силу веры и смелость постоять за себя.
О, Аллах, даруй нам удел от веры, проницательности, благородства духа и красивого терпения избранных рабов Твоих! Защити всех нас от грубости и невежества, провокаций, нападок и клеветы, от всех плохих людей, дай нам возможность жить и предстать перед Тобой с духовно здоровым сердцем! Аминь.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)