facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Искусство каллиграфии

1

До Хиджры в Мекке всего 17 человек владели грамотой. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) тоже не умел читать и писать. Но у арабов генетически сильно развита память, поэтому Пророк и мусульмане без труда заучивали наизусть Послания Всевышнего. Но с распространением и влиянием Ислама письменность стала значимой.

Откровения Аллаха записывали на финиковые листья, тонкие белые камни, кости и кусочки ткани. Эти записи берегли, как самое дорогое и хранили в Мечети Пророка или в домах надежных людей.

Искусство красиво писать, или каллиграфия, стало общей ценностью мусульман. Буквы арабского алфавита имеют различные виды начертания в зависимости от места в слове: в начале, середине или конце, и на письме используется множество надбуквенных знаков – апострофов — для обозначения гласных звуков, указания остановок при чтении. Это открывает перспективы для создания широкого спектра художественных написаний текста.

На начальном этапе каллиграфия использовалась для переписи и распространения Корана. Письмо было простым. Переписчики Корана прилагали все усилия, чтобы слова Всевышнего Аллаха и хадисы (высказывания) Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) были написаны наилучшим образом, что послужили появлению различных каллиграфических стилей.

Первый известный стиль каллиграфии появился во второй половине 8-го века. Этот стиль зародился в иракском городе Куфа, поэтому назывался куфическим. Первые экземпляры Корана были написаны на основе этого вида письма в раннем куфическом стиле, отличительная черта которого написание букв широким концом пера слегка наклоненными и растянутыми по горизонтали. Композиции размещения текста имели различные варианты: украшались поля, рамки, на концах букв рисовались цветы или листья, часто применялся абстрактно–растительный орнамент.

Со временем куфический стиль становился более декоративным, так, что смысл написанных текстов отходит на второй план. Особой популярностью пользовался цветочный куфический стиль.

Расцвет искусства каллиграфии приходится на период правления Аббасидов. Правители и султаны стремились лично овладеть этим мастерством. Государство считало за честь содержать школы хаттатов.

Три выдающихся каллиграфа ибн Мукле (885 – 949), Ибн Бевваб (11 век), Якут–и Мустасими (1204 – 1298) заложили основы искусства. Тюркские народы, унаследовавшие от своих предков – уйгуров пристрастие к красивому письму и изображению оригинальных орнаментов и узоров, приняв Ислам, способствовали развитию исламской каллиграфии. Знаменитые хаттаты Шейх Хамидуллах (1437 – 1520), Ахмед Карахисари (1468 – 1556), Хафыз Осман бин Али (1642 – 1698) и др. оставили неповторимые образцы каллиграфического искусства, распространившегося на все виды декоративно-прикладного искусства.

В 11-ом веке становится все более популярным округлое написание букв, называемое «несих», развитое хаттатом ибн Мукле. Особенностью этого стиля являются ясность написания и утонченная декоративность. Хаттат ибн Мукле создал каноны написания всех существующих букв и стилей, что облегчило работу последующим художникам. Везир ибн Бавваб усовершенствовал округлое написание.

Якут бин Абдуллах Аль Мустасими округлое написание довел до неповторимого совершенства, сделал столь утонченным, что никто не смог превзойти его работы. Он оказал огромное влияние на распространение и развитие искусства каллиграфии в Египте, Турции, Сирии, Иране и других исламских государствах.

Переписчики Корана чаще всего использовали стиль «мухакак». Для украшения внутреннего убранства мечетей, медресе, жилых домовой более всего подходил стиль «сюлюс» широким пером, поскольку написанное должно было быть видным и понятным издалека. В Иране предпочитали стиль «талик» — утонченное, извивающееся, изящное написание, впоследствии перекочевавшее в миниатюру.

Share.