Распоряжение властей индонезийского города Тасикмалая, обязывающее мусульманок носить хиджаб, вызвало бурю критики, будучи расцененным как нарушение прав человека. «Взгляды на внешний вид относительны. Даже среди людей исламской веры бытуют принципиально разные представления о том, как должны одеваться мусульмане. То есть, внешний вид относится к нравственной сфере и не должен регулироваться законом», – считает исследователь из Института Сетара Исмаил Хасани.
По словам чиновников из Тасикмалая, что в провинции Западная Ява, до конца месяца проект постановления будет вынесен на рассмотрение совета и, в случае позитивного отклика, безотлагательно введен в действие.
Сторонники принятия документа считают, что он поможет бороться с негативным влиянием глобализации и будет учить людей жить по шариату.
Новое положение дополнит указ от 2009 года «Об исламских ценностях в общественной жизни», который объявляет вне закона, в том числе, коррупцию, проституцию, супружескую измену, гомосексуализм, употребление и торговлю наркотиками, употребление алкоголя, порнографию и бандитизм.
Однако противники запрета хиджаба называют постановление неконституционным и дискриминирующим женщин. «Местные власти не должны поддерживать это распоряжение. Я призываю президента и министра внутренних дел угомонить местных политиков, которые оспаривают нашу конституцию», – говорит депутат Демократической партии борьбы Ева Кусума Сундари.
Ее мнение разделяет и эксперт из Института Сетара. Исмаил указывает, что постановление идет в разрез с положениями основного закона, гарантирующими свободу вероисповедания. Он ссылается на закон о местном самоуправлении, который предусматривает процедуру изменения регионального законодательства, если оно нарушает права человека.
В 30-дневный срок после опубликования местного закона МВД оценивает его соответствие конституции, и в случае их конфликта президентским указом закон может быть отменен. По истечении этого периода есть возможность обжаловать спорный закон в Верховном Суде. «Но правительству не хватает политической воли… Все рассматривается сквозь призму политики. И если в законе есть хоть какая-то политическая выгода, его оставляют», – говорит Хасани.