Заявления нового президента Германии Хоакима Гока о том, что мусульмане в отличие от Ислама являются частью государства, вызвали волну негодования. Один из лидеров партии зеленых, Сем Оздемир, сказал: «Я не понимаю, почему создается это различие между Исламом и практикующими мусульманами». «Если президент Гок считает мусульман частью страны, то логично, что Ислам — тоже часть Германии», — отметил он.
В октябре 2010 года бывший президент Кристиан Вульф сказал, что Ислам — такая же неотъемлемая часть германского сообщества, как и христианство или иудаизм. В течение многих недель ведущие немецкие политики были вовлечены в ожесточенный спор о роли мигрантов-мусульман.
Разногласия начались с выхода в свет книги одного из членов совета директоров Немецкого федерального банка Тило Сарацина под названием «Германия самоликвидируется», где он, опираясь на статистику по безработице и преступности, в которых фигурирует много мусульманских мигрантов, сделал вывод о том, что население Германии из-за постепенного изменения этнического состава всё более «тупеет», то есть падает его общий интеллектуальный уровень.
Федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель подлила масла в огонь, когда признала, что политика мультикультурализма в Германии провалилась.
Германские мусульманские лидеры расценили комментарии президента Гока, как попытку переписать историю. «Страны западной Европы имеют в своем составе и восточный, мусульманский базис. Те, кто это отрицают, занимаются фальсификацией истории», — заявил генеральный секретарь Центрального совета мусульман Германии Айман Мазек. Он призвал президента принять существующий плюрализм, сказав, что подобные сигналы для президента очень важны в условиях растущих исламофобских настроений.
Отметим, в Германии проживает около 4 миллионов мусульман, что составляет 5 % от 82-миллионного населения страны, согласно исследованиям правительства. Германия — вторая после Франции европейская страна с самым большим мусульманским сообществом, а Ислам является третьей религией после протестантизма и католицизма.