Вопрос: Что означает термин «таваккуль (покорность воле Аллаха)»? Правда ли, как передают в некоторых риваятах, что во время своего правления халиф Умар (радыяллаху анху) наказывал прутьями тех, кто говорил: «Мы из тех, кто покорился», но не был усердным в работе. Как это понимать…»? Энвер Самигулла улы, Ташкент-Москва
Это понятие «таваккуль» — одно из часто упоминаемых слов и состояний человека в Коране, производное от «вакаля», что значит — «доверять, уповать, оставлять окончательное решение в каком-либо деле на милость и волю Аллаха» (Аль Фирузабади — аль Камус-уль Мухит — Ist., 1307. — Т.4, стр. 66).
Состояние таваккуль должно быть свойственно каждому верующему. Об этом говорится в хадисе, переданном Мухаддисом Абдуллахом ибн Мубараком: «Тот, кто не впадает в радость, даже если весь мир окажется в его руках, кто не впадает в уныние, если потеряет блага этого мира, и тот, кто в каждом деле думает об отчёте в День Суда — тот относится к доверившимся воле Аллаха».
Быть покорным Аллаху — значит довольствоваться тем, чем владеешь. Верующему должны быть чужды чувство зависти, алчность — в этом мусульманское воспитание духа. Но это не значит, что мусульманину запрещено пользоваться благами, которыми наделил его сам Всевышний. Напротив, жить только тем, что уже есть, ничего больше не предпринимая, опасно. С одной стороны Ислам побуждает нас к довольству, а с другой — напоминает об обязанности поиска своего удела и в этой жизни: «А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих»» (Сура «аль-Касас», 28/77). Усердному верующему всегда должно быть достаточно рассчитывать на Его милость, Аллах «обеспечивает пропитанием, откуда тот и не ждёт. Для того, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Воистину, Аллах доводит до конца своё веление. Аллах предопределил меру для каждой вещи» (Сура «ат-Таляк», 65/3).
Многие неправильно понимают таваккуль. Не прилагая никаких усилий они говорят: «Мы покорились воле Аллаха» — тем самым, оправдывая своё бездействие. Во время Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) один из сахабов, оставил своего верблюда без привязи и произнёс: «Оставляю своего верблюда, полагаясь на волю Аллаха!». Услышав это, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Сначала привяжи своего верблюда, а потом оставь его на волю Аллаха!» (Тирмизи, «Кыямат», 60). Упование на Аллаха — таваккуль — это не бездеятельность и оправдание лени, а наоборот, вверение результатов своих усилий Всевышнему Аллаху после всех необходимых действий.
То, что вы узнали о действиях Умара по отношению к тем, которые говорят: «Мы из тех, кто доверился и покорился воле Аллаха, но не прилагают никаких усилий для содержания себя в этом мире» — это правда. Праведный Умар (радыяллаху анху) конечно же прав в своём неприятии таких людей. Они нарушают главное обязательство перед Аллахом — фард — приложение сил в получении своего ризка. А значит, пренебрегли милостью Аллаха, здоровьем и силой, которой наделил их Всевышний. В одном из достоверных хадисов Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Клянусь Аллахом, во власти которого находится мой нафс, не уверовал тот, кто не подчинил своих желаний согласно Исламу». Чтобы быть из тех, кто покорился, доверился воле Аллаха, следует стремиться получить довольство Аллаха, а для этого стараться безукоризненно выполнять установленные Исламом правила.
Понятие упование таваккуль опирается на одну из основ Ислама —- веру в Предопределение. Покорившийся воле Аллаха — это тот, кто без жалоб и упрёка покорился своей предначертанной Богом судьбе. Однако вера в предопределённое и надежда на Создателя не побуждает к бездельности и беспомощности, равно как не препятствует усердию и совершенствованию. Упование на Аллаха — это труд, работа, которая нас приближает к Божьей Милости.