В Астраханской области сейчас живут три группы татар: астраханские, казанские и мишарские. Раньше всех здесь появились астраханские татары, которых еще называют юртовскими и ногайскими. Их происхождение до сих пор вызывает острые дискуссии среди этнографов.
Одни исследователи видят в них исключительно ногайцев — выходцев из Большой Ногайской Орды, переселившихся под Астрахань во второй половине XVI — начале XVII века. Другие — потомков татар Астраханского ханства, существовавшего в XVI веке. Третьи ведут их происхождение от хазар или печенегов.
Вероятнее всего, это этническая общность смешанного ногайско-татарского происхождения, которая сложилась в окрестностях Астрахани во второй половине XVI — первой четверти XVII века. В источниках того времени новую общность называли по-разному: ногаи, татары, ногайские татары, астраханские татары, юртовские татары, но в XVIII веке уже прочно закрепилось название юртовские.
В XVIII–XX веках юртовцы активно контактировали (в частности, заключали межэтнические браки) с казанскими и мишарскими татарами: они переселялись в Астрахань из Среднего Поволжья начиная с конца XVII века.
К началу XX века в Астрахани жили татары из Казанской, Симбирской, Пензенской, Саратовской и Рязанской губерний. Наряду с Казанью, Уфой, Оренбургом, Астрахань была одним из важных центров татарской культуры. Численность городских татар постоянно увеличивалась, развивалась торговля, действовали национальные типографии, выходили газеты, строились новые мечети, открывались мусульманские учебные заведения, действовал татарский театр.
В советское время астраханских ногайцев окончательно причислили к татарам — это соответствовало политике государства по включению малых народов в более крупные этнические общности. Сегодня татары — третья по численности (после русских и казахов) группа населения Астраханской области.