Культура Османской империи была основана на уважении к человеку. Это проявлялось в одежде, еде, в правилах, касающихся семейной жизни, отношений, складывающихся между людьми в среде махалли и города. Вот 15 наиболее важных обычаев мусульман той эпохи:
1 – Основывая новый город, турки-османы сначала строили мечеть, а вокруг нее уже кругами вырастали дома и другие сооружения.
2 – Если на окне дома стоял желтый цветок, это означало: «В моем доме больной человек. О, продавцы и прохожие, не кричите и не шумите, чтобы не беспокоить его!» Если на окне стоял красный цветок, это означало, что в доме живет юная девушка. И это был знак для молодых людей, чтобы они, проходя мимо этого дома, в своих разговорах не употребляли грубые слова, чтобы не смущать ее.
3 – На стенах домов можно было увидеть надпись: «Йа Маликуль-Мульк», т.е. «О, Аллах, Владыка всего существующего». Этим хозяин хотел сказать: «Я раб у Твоих дверей, все на свете от Тебя, а я в своей сути ничем не владею».
4 – На дверных ручках писали «Йа Фаттах» – «О, Аллах, о, Открывающий!». Так мусульмане напоминали о том, что Аллах – открывающий все двери и уничтожающий все трудности. Человек, возвращаясь домой, погруженный в проблемы, прочитав эту надпись, находил утешение.
5 – Не было принято говорить «зажги свет», потому что глагол «жечь» имеет негативный смысл. Говорили: «Разбуди свет».
6 – Также, укладываясь спать, не говорили: «Потуши лампу (или свечу)», потому что глагол «тушить» тоже может вызывать негативные ассоциации. Поэтому говорили: «Дай лампе отдохнуть».
7 – Обувь гостя хозяин ставил носками к двери, а не от нее. Это означало: «Мы очень рады вам и ждем, что вы снова окажете нам почет, навестив нас».
8 – Гостю вместе с кофе подавали и воду. Если пришедший был голоден, то пил воду, если сыт – то кофе. В первом случае хозяин сразу понимал намек и накрывал на стол.
9 – Дверные кольца играли роль звонка. В Османской империи их часто делали парными – одно крупное, украшенное львиной головой, а второе поменьше, украшенное цветочными мотивами. Первое, соответственно, издавало боле громкий звук, а второе – более нежный. Мужчина, приходя в гости, давал о себе знать, колотя в крупное дверное кольцо. Находящиеся в доме понимали, кто пришел, и открывать дверь шел хозяин дома. Женщины же стучали в дверное кольцо поменьше, и открывала им хозяйка. Так соблюдалось правило, повелевающее мужчинам избегать общения с посторонними женщинами.
10 – В Османской империи создавались специальные вакфы (благотворительные организации) помогающие не только людям, но и животным. Существовал вакф перелетных птиц, который подбирал и лечил птиц, не выдержавших перелета. Другой вакф подкармливал пернатых зимой.
11 – Алааддин Челеби так описывал этикет подачи воды: «Воду не подают издалека или из высокого места. Сосуд надо держать обеими руками, чтобы не пролить ее. Взять воду полагается правой рукой, произнести «Бисмиллях» и медленно пить, не опрокидывая стакан. Проглатывание воды, наполнив ею рот, считается вредным для сердца. Подавший воду после того, как ему вернули пустой стакан, должен пожелать здоровья и благополучия, чтобы человек, пьющий воду, мог вдохнуть и ответить ему».
12 – По дороге на базар или по возвращении из него из уважения к старшим младшие не обгоняли идущих в том же направлении пожилых людей. Если только тот не предлагал: «Проходи вперед, сынок, я иду медленно».
13 – Никто, даже дети, не ели стоя или на ходу. Сначала все мыли руки, вместе усаживались за стол и ждали, пока не приступит к еде самый старший. Дедушка и бабушка, начиная трапезу, громко произносили «бисмиллях», чтобы напомнить собравшимся о необходимости помянуть перед едой Аллаха. После завершения приема пищи все вместе читали суру «аль-Фатиха».
14 – Если в квартале кто-то умирал, то в течение недели или десяти дней соседи приносили родственникам покойного в дом еду. В их присутствии никто не смеялся. Соседи отменяли свадьбы, если они планировались на этот период. Так они показывали, что разделяют горе семьи соседей.
15 – В праздничные дни Рамадана и Курбан-байрама закрывались все базары и лавки.