Однажды некий человек спросил у Ходжи Насреддина: «О, Ходжа! Ради Аллаха, помоги мне решить мою проблему!». Ходжа поинтересовался: «В чём заключается твоя проблема?». «Я больше не выдержу. С тех пор, как я женился, мы с моей супругой ругаемся каждый день», — сказал собеседник.
Ходжа ответил: «И это всё? Мы с женой никогда не ссоримся». Человек с надеждой попросил: «Мой Ходжа, во имя Аллаха раскрой мне свой секрет!
Спаси меня от этой напасти, от моей адской семейной жизни!». Ходжа произнёс шёпотом: «Никакого секрета здесь нет. Я соглашаюсь со всем, что говорит мне супруга — поэтому мы никогда не ссоримся».
Жил ли на самом деле Ходжа Насреддин и говорил ли то, о чём рассказывается в этой истории, или же ему приписали данные слова — это тема отдельного разговора. Однако если ситуацию в доме Ходжи Насреддина можно назвать «согласием в семье», то и в наше время «согласие» в некоторых семьях выглядит именно так. С другой стороны, подобно положению человека, обратившегося к Ходже Насреддину за советом, в иных семействах и сегодня не прекращаются ссоры. Как и чем это объясняется? Одна из причин — атмосфера семей, в которых воспитывались будущие супруги.
С малых лет девочки подражают своей матери, а мальчики — отцу. Как правило, в памяти детей запечатлеваются кадры и сюжеты из жизни окружения, в котором они растут, формирующие модель их поведения в будущем в качестве супругов.
Таким образом, в созданной семье мужчины склонны брать на себя роль собственного отца, а женщины — своей матери. В одних семейных гнёздах царит матриархат (когда главная роль отводится матери), в других же установлен патриархат (главенствует отец). Если и женщина, и мужчина, оба воспитывались в патриархальных семьях, то каждый из них в браке берёт на себя роль на основе увиденного в своём доме, и им не грозит так называемый «конфликт авторитетов». По той же причине такого явления может не быть у двух супругов, выросших в матриархальных семьях.
Однако семье, которая состоит из воспитывавшегося в патриархальной семье мужчины и выросшей в матриархате женщины, может грозить серьёзный «конфликт авторитетов». Муж пытается получить в доме такую же власть и влияние, которое было у его отца, и не уступает это место жене. С другой стороны, женщина тоже хочет использовать модель поведения, увиденную в родительском доме, в своей супружеской жизни и не идёт на уступки мужчине. Есть замужние дамы, которые на протяжении многих лет ведут с мужем борьбу за главенство в семье. За годы такой борьбы количество женщин, которые, в конце концов, откажутся от права на власть, может составить единицы. Да и те оправдывают своё решение тем, что жертвуют собой ради детей.
Что происходит, когда мужчина из матриархальной и женщина из патриархальной семьи? В такой семье мужчина, у которого не было авторитетного отца, как правило в супружеской жизни также не берёт на себя ответственность. Женщина, воспитывавшаяся в противоположной ситуации, не может с этим смириться и, сравнивая поведение своего отца и супруга, постоянно критикует и унижает мужа за его характер. В такой семье также не приходится говорить о согласии.
Какие же есть способы заблаговременного предотвращения «конфликта авторитетов» в семье? В связи с тем, что всё, противоречащее природе человека, обречено на провал, правильнее всего строить свою жизнь в соответствии с её законами. «Авторитет» мужчины заключается в его способности быть главой семьи. Что же касается «авторитета» женщины, то прежде всего он заключается в том, чтобы уметь отступить, отдать лидерство мужу. Каким бы ни был прежний опыт обоих супругов, только на фундаменте естественных, свыше заложенных в природу супружества отношений, возможно построить здоровую семью и избежать «конфликта авторитетов».