Не могли бы вы представить исламский взгляд на проблему эпидемий и заразных болезней? Можно ли уезжать или оставаться на территории, захваченной эпидемией?
Известно, что болезни происходят исключительно по воле Аллаха, и только Он может даровать исцеление. При этом существует связь между воздействием больного человека и заражением. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если вы слышите, что чума разразилась в стране, не идите туда; а тот, кто находится в этом городе, пусть не выходит оттуда» (Бухари, «Сахих»).
По мнению мусульманских ученых, посещать территорию, охваченную эпидемией, является макрух тахрими (сильно нежелательно). Кроме того, также крайне нежелательно покидать район, охваченный болезнью. В качестве исключения из общего правила будет допустимым оставить область эпидемии, если есть реальная необходимость. Например, если ему нужно лечь в больницу в другой местности для лечения.
Принципы мусульманской медицинской этики в борьбе с эпидемиями:
1) Карантин (изоляция больных от здоровых);
2) Важность обеззараживания и гигиены;
Сюда относятся такие правила, как мытье рук при пробуждении, обязательное купание после супружеской близости, регулярные омовения, мытье рук до и после еды, прикрывание рта при кашле или чихании.
3) Избегание употребления потенциально опасных продуктов и пользования вещами, которые могут быть средством возникновения болезни;
4) Допускается забивать больных животных;
5) Нельзя пользоваться одними и теми же вещами разным людям;
6) Как можно скорее похоронить умершего;
7) Исследование возможных способов излечения от болезни.
Мусульманам следует прилагать все усилия, чтобы избежать болезней, однако при этом нужно уповать на Всевышнего. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Существует средство от каждого недуга, и, если лекарство будет применено к болезни, она будет вылечена по Воле Аллаха, Всевышнего и Славного» (Муслим, «Сахих»).
В Коране сказано: «Господь [обитателей] миров, который сотворил меня и ведет по прямому пути; который дает мне пищу и утоляет жажду; а когда заболею, Он исцеляет меня; который лишает меня жизни, а потом воскрешает; который, как я уповаю, простит мои прегрешения в Судный день» (Сура «аш-Шуара», 26 / 78 — 82).
Аллах знает лучше.