facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Ибн Фарис: отец лингвистики

1

Мусульманин Абу аль-Хусейн Ахмад ибн Фарис бин Закария бин Мухаммад бин Хабиб был известным поэтом, а также писал прекрасные прозаические произведения. Кроме того, он занимался изысканиями в грамматике, филологии и лингвистике. Современные ученые называют его «отцом лингвистики». Он учился в Казвине, получил известность в Хамадане и умер в Рее в 1004 году.

Ибн Фарис был не только великим ученым, но и прекрасным педагогом. Своему прославленному ученику, Ас-Сахибу Исмаилу Аббаду, визирю буидского правителя Фахра ад-Давля (1334-49 гг.), он посвятил названный в его честь “Ас-Сахиби”.

Его исследования также распространились на жизнеописание Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), юриспруденцию и кораническую экзегезу. Сорок семь его монографий и трактатов, а также объемные работы, написанные на эти темы, известны по ссылкам в различных источниках.

Основной вклад Ибн Фариса состоит в работах в смежных областях этимологии, филологии, лексикографии и лингвистики, таких как “Книга о принципах языка” (Китаб макайис аль-люга), “Книга обобщений/синтеза в языке” (Китаб аль-муджмал фи аль-люга) и “Ас-Сахиби в законе языка и словоупотреблении арабов в их речи” (Ас-Сахиби фи фикх аль-люга ва сунан аль-араб фи калямиха).

Ибн Фарис завершил “Ас-Сахиби” в 992 году. Он посвятил его ученому визирю Ас-Сахибу ибн Аббаду, который и сам неплохо разбирался в лексикографии. “Ас-Сахиби” является его передовой работой, в которой Ибн Фарис “выходит за чисто грамматические лексикографические рамки в изучении арабского языка, чтобы достичь уровня лингвистической спекуляции”. На самом деле он предвидел истинно лингвистические концепции и инициировал языковедческую дискуссию.

Ибн Фарис стал первым, кто установил четкое различие между “языком” и “речью”, заложив таким образом основу того, что он назвал “законом языка” (фикх аль-люга), то есть наукой о языке. Он называет его “ильм” (наука), который соотносит с “принципом” (аль-асль), чтобы отличить его от того, что является вспомогательным или производным (аль-фара), таким как части речи – существительное, прилагательное и т. д.

Затем Ибн Фарис определяет эту науку в терминах “принципа” (и со ссылкой на арабский язык) следующим образом: “Этот принцип должен быть определен как сущность языка, его происхождение и развитие со ссылкой на его обычное употребление, и его художественные способы выражения посредством факта или метафоры”.

Помимо рассмотрения различных аспектов лингвистики, Ибн Фарис также затронул темы, касающиеся этимологии (ан-нахв) и синтаксиса (ас-сарф), высокого литературного стиля (аль-балага) и литературной критики (ан-накд). Он цитирует и критически рассматривает взгляды своих предшественников, таких как Ибн Кутайба.

Эта работа Ибн Фариса повлияла на более поздние разработки в лингвистике. Именно под непосредственным влиянием этой книги Абу Мансур ат-Талиби написал книгу “Фикх аль-люга ва сирр аль-арабия”. Еще позже Ас-Суюти в “Аль-Муджире” не только процитировал определение лингвистической науки, данное Ибн Фарисом, но и обобщил положения из “Ас-Сахиби” в последующих главах “Аль-Муджира”.

Н.А. Балоч

Share.