Мусаб ибн Умайр, будучи выходцем из богатой и влиятельной семьи, отказался от всего ради ислама. Он происходил из знатного курайшитского рода бану Абдуддар и был одним из первых мусульман. Понимая, что его семья не примет его новую веру, Мусаб тайно приходил к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и совершал намаз.
Когда его родители узнали, что он стал мусульманином, то Мусаба свободы и всячески пытались отвратить от Ислама. Желая спастись от преследований родственников, он вместе с группой сахабов на пятом году после начала пророческой миссии переселился в Эфиопию.
Спустя некоторое время, получив оказавшуюся ложной весть о том, что некоторые вожди курайшитов приняли Ислам, Мусаб вернулся в Мекку. Там он оставался до 621 года – до первой клятвы при Акабе, которую принесли жители Медины, желавшие стать мусульманами.
После этой клятвы Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) назначил Мусаба ибн Умайра первым учителем и отправил его в Медину, чтобы он обучал религиозным нормам новообращенных мусульман. По этой причине Мусаб также считается первым мекканцем, совершившим Хиджру.
Он остановился в доме Асада ибн Зурары и при его поддержке развернул успешную педагогическую деятельность. Этому способствовали и личные качестве Мусаба, его красноречие и знание наизусть аятов Корана. Благодаря ему Ислам приняли многие влиятельные люди Медины, такие как Усайд ибн Худайр и Сад ибн Муаз.
В 622 году Мусаб в сезон Хаджа прибыл в Мекку, приведя с собой делегацию из 75 мединцев и заслужив похвалу Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Состоявшаяся в это время вторая клятва при Акабе ознаменовала новую эпоху в истории Ислама.
После совершения Хиджры Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) Мусаб ибн Умайр принял участие в битве при Бадре – ему доверили быть знаменосцем. В битве при Ухуде он также был назначен знаменосцем и не отходил от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Когда Мусабу отрубили правую руку, то продолжил удерживать знамя левой, когда же отрубили левую, пытался удерживать знамя обрубками рук, но был пронзен копьем.
Предавая его земле, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал, что Мусаб в свое время носил самые прекрасные одежды и ел изысканные кушанья, но оставил все ради любви к Аллаху и Его посланнику. На похоронах Мусаба не было даже савана, чтобы завернуть тело. Его пытались укрыть плащом, но когда закрывали голову, оставались открытыми ноги, когда прикрывали ноги – открывалась голова. Тогда мусульмане закрыли плащом голову погибшего соратника, а ноги укрыли травой.
В более поздние времена, когда мусульмане получили доступ к разным благам этого мира, они всегда вспоминали Мусаба ибн Умайра, который по собственному желанию предпочел истинную веру земным богатствам.